В коллекции Музея автомобильной техники УГМК появился новый экспонат: автомобиль Buick 32-90. Этот экспонат стал третьим в линейке "американцев" 1920-х – 1930-х годов. Ранее посетители музея уже могли видеть Durant Star Model F и Ford Model A, которые представляли самый массовый сегмент авторынка США 20-30-х годов.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе УГМК, появившаяся в музее модель легендарной американской марки имеет прямое отношение к истории отечественного автопрома. В 1932 году в СССР начались работы по созданию первого советского правительственного автомобиля. Основой для копирования послужил именно американский Buick 32-90.
Выполнение чертежей по натурному образцу поручили ленинградскому институту "ЛенГипроВАТО", входившему в систему Всесоюзного автотракторного объединения. Эта работа проводилась совместно с инженерами завода "Красный Путиловец". Проектные работы шли ударными темпами - в духе эпохи. К работе над чертежами приступили в конце октября 1932 года, а уже в марте 1933 года началась сборка первой партии из шести машин, получивших название "Л-1" ("Ленинград-1" или "Легковой первый").
В печати СССР производство автомобилей сопровождалось лозунгом: "Даешь советский Бьюик!". Отечественная пресса в то время с восторгом писала, что автомобиль состоит из 5 тыс. 450 деталей, и практически все из них были изготовлены в СССР.
Через год после начала разработки – в 1933 году - шесть советских лимузинов, так в СССР называли тогда все дорогие и престижные автомобили, фактически же это были седаны, приняли участие в традиционной первомайской демонстрации.
Внешне "Л-1" от американского прародителя практически ничем не отличался, разве что эмблема завода "КП" заменила "Buick", а вместо спицованных колес машины получила штампованные диски.
Во второй половине мая 1933 года автомобили "Л-1" приняли участие в испытательном пробеге "Ленинград-Москва-Ленинград". В столице их осмотрел нарком тяжелого машиностроения Григорий Орджоникидзе, после чего коллективу завода "Красный Путиловец" была поставлена задача освоить в 1934 году выпуск 2 тыс. легковых автомобилей в год. Всего по плану второй пятилетки (1933-1937 гг.) планировалось произвести до 20 тыс. автомобилей.
К сожалению, этим планам не суждено было сбыться – вся техническая документация была передана в Москву на 1-й государственный автомобильный завод им.Сталина (ЗИС) и была использована при разработке первого серийного отечественного представительского автомобиля ЗИС-101.
Уникальный автомобиль можно увидеть во временной экспозиции Музея автомобильной техники УГМК, расположенного на территории АО "Уралэлектромедь".