Неожиданная встреча ожившей "нормандской четверки", о которой стало известно во вторник, на Украине ожидается с надеждой и тревогой.
Депутат Рады Андрей Ильенко выразил беспокойство, что на Киев будут давить Россия вместе с Европой, требуя выполнения Минских соглашений.
"Мы понимаем, что сейчас на Украину оказывается сильнейшее давление. К большому сожалению, это давление идет и со стороны в том числе европейских политиков. Мы слышали недавние заявления министра иностранных дел Франции, который сказал, что они будут заставлять Украину принять условия того, чтобы был принят специальный статус Донбасса, чтобы Украина принимала закон о выборах на "оккупированных территориях". Я не понимаю, как об этом можно вообще говорить! Нам рассказывают из Европы о том, что мы должны в этой ситуации делать", – возмутился Ильенко.
Глава фонда "Украинская политика" Константин Бондаренко не ожидает от встречи никаких подвижек.
"Ни одна из сторон конфликта не собирается их выполнять в должной мере. К каждому пункту у них есть целый ряд претензий, в связи с чем за два года мирный процесс практически не сдвинулся с мертвой точки. Думаю, что теперь Париж и Берлин поддержат Киев в его требовании сначала обеспечить полное соблюдение перемирия, и только после этого перейти к проведению местных выборов. Но у них ничего не получится", - прогнозирует Бондаренко.
Один из наиболее здравых украинских политологов, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, также настроен скептически относительно результатов встречи. Он высказал мнение, что президенту России дали гарантии предметного обсуждения конфликта в Донбассе.
"Вероятно, за ночь Париж и Берлин смогли склонить Украину и Россию к компромиссу, в соответствии с которым ДНР и ЛНР отводят свои вооруженные силы на безопасное расстояние, а Украина занимается согласованием закона о выборах. Это тот минимум, который мог бы оправдать встречу", - полагает он.
"Как бы там ни было, Владимир Путин никогда не согласится на то, чтобы сначала ДНР и ЛНР разоружились, а потом на их территории прошли выборы. Это может произойти только поэтапно. Все заявления Порошенко об обратном, что он якобы с кем-то о чем-то договорился, являются прямой и неприкрытой ложью. Франция и Германия уже давно выступают за параллельность в выполнении Минских соглашений, нет такой причины, по которой Евросоюз мог бы передумать", - подчеркнул Погребинский.
Глава украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов считает, что встреча связана с эскалацией конфликта.
"Если бы Париж и Берлин встали на сторону Порошенко, Путин не принял бы участие в "нормандском формате", так как ультиматумы Евросоюза он может выслушать и дистанционно. Киев в открытую начал использовать террористические методы борьбы с ополченцами, и это развязывает им руки для симметричного ответа. Этим обеспокоена не только Украина, но и Россия, Франция и Германия, которые являются гарантами соблюдения Минских соглашения и не хотят эскалации конфликта", - отметил Денисов.
Среди депутатов Рады есть и такие, которые выступают за выполнение "Минска-2", по крайней мере на словах. Так, Нестор Шуфрич призвал принять законы, предусмотренные соглашениями, сославшись на указания вице-президента США Джо Байдена. По его мнению, встреча в Берлине может стать "судьбоносной для граждан Украины, которые в своем быту больше используют русский язык".
"Уверен, что мы сегодня обязаны выполнить обязательства, которые взяла на себя Украина, подписав Минские соглашения, и проголосовать законы, прописанные в Минском пакете. Хочу напомнить вам слова Байдена, который выступал с этой трибуны и призывал вас проголосовать законы, предусмотренные Минскими соглашениями. Но сегодня мы в этом зале блокируем Минские соглашения. Почему мы это делаем? Украинский парламент – это парламент мира или парламент, позволяющий власти прикрываться войной и спекулировать на войне? Это стремление к миру или мародеры, прикрывающиеся войной?" - заявил Шуфрич.
Тем не менее, можно заметить, что для Шуфрича ДНР и ЛНР – это не более чем "граждане Украины, которые в своем быту больше используют русский язык". Это значит, что даже номинально оппозиционные силы (Шуфрич представляет "Оппозиционный блок") рассматривают Донбасс только как часть Украины и вряд ли готовы не то чтобы к его независимости, но и реальной автономии.
Накануне у киевского переговорщика Леонида Кучмы заявили, что вопрос безопасности является ключом к имплементации Минских соглашений, повторив таким образом заявление Порошенко.
А министр внутренних дел Украины Арсен Аваков призвал МИД Франции заставить Россию покинуть "оккупированный Донбасс".
"Возможно, МИД Франции лучше будет требовать от "российского агрессора" покинуть территорию "оккупированной Украины"? И не додушивать Украину, успокаивая агрессора? Иначе зачем Украине такой формат переговоров?" - вопрошает Аваков.