Соглашение с США по плутонию не работало, Вашингтон играл в односторонние игры. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
"В освещении и восприятии этого (российского) решения (по приостановке соглашения, прим.) происходит небольшая путаница. Само соглашение об утилизации оружейного плутония таким образом, чтобы его нельзя было вернуть в оружейное состояние, предусматривает возможность любой из сторон выйти из этой договоренности в случае коренного изменения обстоятельств", - цитирует ТАСС Сергея Лаврова.
"Мы зафиксировали коренное изменение обстоятельств в том, что касается агрессивной русофобии, которая сейчас лежит в основе политики США в отношении России. Речь идет не просто о риторической русофобии, а об агрессивных шагах, которые реально задевают наши национальные интересы, ставят под угрозу нашу безопасность", - подчеркнул дипломат.
Это, обратил внимание глава МИД РФ, "приближение НАТО и ее военной инфраструктуры к нашим границам, развертывание там американских тяжелых вооружений, авиации Североатлантического альянса, ПРО, причем в ее европейском и азиатском сегменте по периметру наших границ и границ наших союзников".
"Конечно, санкции - это проявление недружественных, я бы сказал, враждебных действий", - добавил Лавров.
Он напомнил, что договор заключался, когда отношения были "нормальными, цивилизованными, когда никто друг другу не хамил, не пытался выставить партнера каким-то изгоем, не занимался оскорблениями и не пытался вмешиваться во внутренние дела". "Вот это было коренное изменение обстоятельств, которое и зафиксировано в соответствующем законе", - отметил министр.
Что касается исполнения задачи по избавлению от избыточных запасов оружейного плутония, продолжил Лавров, то она, как было записано в договоре, должна решаться путем сжигания этого плутония в соответствующих установках - превращения его в топливо для ядерных реакторов.
"Это дорогостоящая штука. Но мы такой завод построили, а американцы вдруг, посредине срока, когда нужно было выполнять договоренность, сказали, что это дороговато, поэтому они думают, чтобы просто разбавлять этот плутоний и заливать в естественные хранилища: пещеры или еще какие-то подземные лакуны", - рассказал министр.
"Но это возвратный потенциал. Потом его можно опять сконцентрировать и это будет оружейный плутоний", - добавил Лавров.
"С нами они не советовались. Они только говорили публично, что это дороговато и что они думают о чем-то", - подчеркнул глава МИД РФ.
Вариант, который они в итоге хотят использовать, заметил Лавров, обсуждался при подготовке договора и его отвергли как содержащий риск сохранения возвратного потенциала.
"Бессмысленно сотрудничать, когда другая сторона немного играет в односторонние игры и не выполняет свои обязательства. Это, кстати, вопрос о договороспособности", - резюмировал Лавров.