В следующие три года Правительство сократит расходы на финансирование средств массовой информации. Профильная госпрограмма "Информационное общество" похудеет со 109,9 млрд руб. в 2017 г. до 98,5 млрд руб. в 2019 г. Впервые экономия распространится на "федералов", адресные субсидии на содержание которых снизятся, но включенные в мультиплексы каналы смогут получить дополнительные деньги за счет перехода на цифровое вещание. Региональные траты на СМИ в период верстки бюджетов в этом году никто не считает - громкий проект ОНФ после выборов похоронен в недрах Госдумы, передает корреспондент Накануне.RU.
В проекте бюджета на 2016 г., несмотря на секвестр финансирование основных государственных СМИ - ВГТРК, Russia today, ТАСС, "Россия сегодня" - осталось неизменным. В 2017 г. суммы скорректированы незначительно. Свои 1,5 млрд руб. получит Общественное телевидение России (на 100 тыс. больше, чем в 2016 г.). Начальный бюджет ВГТРК составит 21,2 млрд руб., что почти на 3 млрд руб. меньше. Поддержка канала снизилась по линии финансирования производства программ в цифровом формате: в 2016 г. Минфин на эти цели закладывал 812 млн руб., в будущем – только 688 млн руб.
Группа каналов, вещающих в малонаселенных пунктах (Первый канал, НТВ, ТРК "Петербург", "Карусель", ТВ Центр" и Матч ТВ), получит 8,5 млрд из бюджета (7,7 млрд руб. годом ранее). Деньги предназначены на оплату услуг Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС), которая обеспечивает трансляцию их программ.
Russia Today, потратившая в 2014 г. 11,7 млрд руб., будет профинансирована на 17,5 млрд руб. Практически на уровне прошлого года остались дотации "России сегодня" – 6 млрд руб. и агентству ТАСС – 1,5 млрд руб.
Вместе с тем существенно сокращается поддержка печатных СМИ – напомним, по этой статье средства чаще получают региональные издания, участвующие в конкурсах Роспечати. Если в 2016 г. статья "весила" 4,2 млрд руб., то в 2017 г. – уже 3,1 млрд руб. К концу трехлетнего периода субсидии составят 2,9 млрд руб.
В 2018-2019 гг. финансирование всех без исключения вышеперечисленных СМИ сократится, суммы уменьшаются на 6-20%. В 2018 г. до 19,8 млрд руб. уменьшится бюджет ВГТРК, отметим, что этот год станет последним, когда телеканал получит деньги на "цифру" по отдельной статье. Как сообщалось ранее – в 2018 г. все российские телеканалы должны перейти на цифровой формат.
С переходом на цифру значительно увеличиваются субсидии на оплату услуг РТРС – до 14,5 млрд руб. РТРС, напомним, стал монопольным источником сигнала для региональных телевещателей. Уже со следующего года кабельные операторы обязаны транслировать сигнал РТРС, что для региональных телеканалов обернется потерей рекламных бюджетов.
К слову о местных СМИ. В преддверии принятия бюджетов регионов на удивление спокойно ведут себя представители Общероссийского народного фронта, которые год назад начали борьбу с "огромными" медиабюджетами в субъектах. В Госдуме даже появился законопроект Ольги Тимофеевой и Александра Буркова о введении уголовной ответственности для губернаторов за траты на информирование о своей работе. Закон наделал много шума, но так и не был рассмотрен в Госдуме.
Из данных в автоматизированной системе ГД следует, что поправки к проекту должны были поступить до 1 марта, а первое чтение пройти еще в весеннюю сессию. Однако документ не дошел даже до профильного комитета. Отзыв Верховного суда РФ (обязателен для проектов, вносящих изменения в Уголовный кодекс РФ) тоже не получен.
Применять такое жесткое уголовное наказание, как уголовная ответственность – явный перебор, кроме того, нет ясности с помощью каких механизмов ОНФ планирует отделять информирование от самопиара, объясняют возможные причины затягивания процесса рассмотрения проекта эксперты. Кроме того, идея изначально носила популистский характер и была актуальна в преддверии выборов и проходила под знаком экономии средств в кризис, рассуждает руководитель Уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.
"Сам по себе характер взаимоотношений между СМИ и властью строится, в том числе и на контрактной основе. ОНФ, привлекая экспертов, может, например, контролировать целесообразность тех или иных трат, чтобы увидеть превышение здравого смысла, которое может случаться в освещении работы тех или иных деятелей. Пример – Сахалинская область, где губернатор тратил безумные деньги на освещение своей работы. Сейчас все регионы этот сигнал уловили и крайне осмотрительно действуют в этом направлении. Субъекты ликвидировали СМИ, которые висели на бюджете и не имели реальной аудитории. Потому инициатива, отчасти популистская, была убрана на периферию внимания, и в той форме, в которой она была, навряд ли появится сейчас. Она может быть вновь воспроизведена, но при близком рассмотрении мы видим, что за такими заявлениями обычно стоит или желание привлечь к себе внимание, или свести счеты с чиновниками или обида представителей СМИ на сокращение финансирования. Здесь народный фронт будет осмотрителен", - рассказал Накануне.RU политолог.
По наблюдениям эксперта, в межвыборный период ОНФ начал концентрироваться на более системной работе: проверки аварийного жилья, исполнение указов президента в регионах. Однако очередной пик активности общественников может настать в преддверии президентских выборов, ведь ОНФ по-прежнему остается пропрезидентским, хотя и менее грозным, движением.
"Многие активисты, которые проявили себя в ОНФ, ушли во власть: стали депутатами, представителями исполнительной власти, многие стали губернаторами (самые известные выходцы из ОНФ - министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, губернаторы Брянской и Волгоградской областей Александр Богомаз и Андрей Бочаров, - прим.) И на смену им не пришли другие активисты. Одна из задач общественников – провести ревизию лидеров общественного мнения и выявить тех, кто мог бы прийти на смену ушедшим лидерам. Вторая задача – ревизия тем, которые должны стать ключевыми для ОНФ", - констатирует Анатолий Гагарин.
Напомним, что рассмотрение федерального бюджета в первом чтении состоится в ноябре. Сейчас над проектом работают профильные комитеты.