Новости
Расходы на федеральные СМИ "порезали", а про траты на региональные - забыли после выборов
Экономика | В России

В следующие три года Правительство сократит расходы на финансирование средств массовой информации. Профильная госпрограмма "Информационное общество" похудеет со 109,9 млрд руб. в 2017 г. до 98,5 млрд руб.  в 2019 г. Впервые экономия распространится на "федералов", адресные субсидии на содержание которых  снизятся, но включенные в мультиплексы каналы смогут получить дополнительные деньги за счет перехода на цифровое вещание. Региональные траты на СМИ в период верстки бюджетов в этом году никто не считает - громкий проект ОНФ после выборов похоронен в недрах Госдумы, передает корреспондент Накануне.RU

В проекте бюджета на 2016 г., несмотря на секвестр финансирование основных государственных СМИ - ВГТРК, Russia today, ТАСС, "Россия сегодня" - осталось неизменным. В 2017 г. суммы скорректированы незначительно. Свои 1,5 млрд руб. получит Общественное телевидение России (на 100 тыс. больше, чем в 2016 г.). Начальный бюджет  ВГТРК  составит 21,2 млрд руб., что почти на 3 млрд руб. меньше. Поддержка канала снизилась по линии финансирования производства программ в цифровом формате: в 2016 г. Минфин на эти цели закладывал 812 млн руб., в будущем – только 688 млн руб.

Группа каналов, вещающих в малонаселенных пунктах (Первый канал, НТВ, ТРК "Петербург", "Карусель", ТВ Центр"  и Матч ТВ), получит 8,5 млрд из бюджета (7,7 млрд руб. годом ранее). Деньги предназначены на оплату услуг Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС), которая обеспечивает трансляцию их программ.    

Russia Today, потратившая в 2014 г. 11,7 млрд руб., будет профинансирована на 17,5 млрд руб.  Практически на уровне прошлого года  остались дотации "России сегодня" – 6 млрд руб. и агентству ТАСС – 1,5 млрд руб.

киселев, вгтрк россия сегодня, журналист|Фото:mediaguide.ru

Вместе с тем существенно сокращается поддержка печатных СМИ – напомним, по этой статье средства чаще получают региональные издания, участвующие в конкурсах Роспечати. Если в 2016 г. статья "весила" 4,2 млрд руб., то в 2017 г. – уже 3,1 млрд руб. К концу трехлетнего периода субсидии составят 2,9 млрд руб.

В 2018-2019 гг. финансирование всех без исключения вышеперечисленных  СМИ сократится, суммы уменьшаются на 6-20%.  В 2018 г. до 19,8 млрд руб. уменьшится бюджет ВГТРК, отметим, что этот год станет последним, когда телеканал получит деньги на "цифру" по отдельной статье. Как сообщалось ранее –  в 2018 г. все российские телеканалы должны перейти на цифровой формат.

С переходом на цифру значительно увеличиваются субсидии на оплату услуг РТРС – до 14,5 млрд руб. РТРС, напомним, стал  монопольным источником сигнала для региональных телевещателей. Уже со следующего года кабельные операторы обязаны транслировать сигнал РТРС, что для региональных телеканалов обернется потерей рекламных бюджетов.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

К слову о местных СМИ. В преддверии принятия бюджетов регионов на удивление спокойно ведут себя представители Общероссийского народного фронта, которые год  назад начали борьбу с "огромными" медиабюджетами в субъектах.  В Госдуме даже появился законопроект Ольги Тимофеевой и Александра Буркова о введении уголовной ответственности для губернаторов за траты на информирование о своей работе. Закон наделал много шума, но так и не был рассмотрен в Госдуме. 

Из данных в автоматизированной системе ГД следует, что поправки к проекту должны были поступить до 1 марта, а первое чтение пройти еще в весеннюю сессию. Однако документ не дошел даже до профильного комитета. Отзыв Верховного суда РФ (обязателен для проектов, вносящих изменения в Уголовный кодекс РФ) тоже не получен. 

Применять такое жесткое уголовное наказание, как уголовная ответственность – явный  перебор, кроме того, нет ясности  с помощью каких механизмов ОНФ планирует отделять информирование от самопиара, объясняют возможные причины затягивания процесса рассмотрения проекта эксперты. Кроме того, идея изначально носила популистский характер и была актуальна в преддверии выборов и проходила под знаком экономии средств в кризис, рассуждает руководитель Уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.

"Сам по себе характер взаимоотношений между СМИ и властью строится, в том числе и на контрактной основе. ОНФ,  привлекая экспертов, может, например, контролировать целесообразность тех или иных трат, чтобы увидеть превышение здравого смысла, которое может случаться в освещении работы тех или  иных деятелей. Пример – Сахалинская область, где губернатор тратил безумные деньги на освещение своей работы. Сейчас все регионы этот сигнал уловили и крайне осмотрительно действуют в этом направлении. Субъекты ликвидировали СМИ, которые висели на бюджете и не имели реальной аудитории. Потому инициатива, отчасти популистская, была убрана на периферию внимания, и в той форме, в которой она была, навряд ли появится сейчас. Она может быть вновь воспроизведена, но при близком рассмотрении мы видим, что за такими заявлениями обычно стоит или желание привлечь к себе внимание, или свести счеты с чиновниками или обида представителей СМИ на сокращение финансирования. Здесь народный фронт будет осмотрителен", - рассказал Накануне.RU политолог.

медиформу онф, сабитов, тимофеева|Фото:онф

По наблюдениям эксперта, в межвыборный период ОНФ начал концентрироваться на более системной работе: проверки аварийного жилья, исполнение указов президента в регионах. Однако очередной пик активности общественников может настать в преддверии президентских выборов, ведь ОНФ по-прежнему остается пропрезидентским, хотя и менее грозным, движением. 

"Многие активисты, которые проявили себя в ОНФ, ушли во власть: стали депутатами, представителями исполнительной власти, многие стали губернаторами (самые известные выходцы из ОНФ - министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, губернаторы Брянской и Волгоградской областей Александр Богомаз и Андрей Бочаров, - прим.) И на смену им не пришли другие активисты. Одна из задач общественников – провести ревизию лидеров общественного мнения и выявить тех, кто мог бы прийти на смену ушедшим лидерам. Вторая задача – ревизия тем, которые должны стать ключевыми для ОНФ", - констатирует Анатолий Гагарин. 

Напомним, что рассмотрение федерального бюджета в первом чтении состоится в ноябре. Сейчас над проектом работают профильные комитеты. 

Евгений Иванов