Российские горняки активно реализуют программу импортозамещения и переходят с иностранного оборудования на отечественное. Одним из основных поставщиков, готовых предложить достойную замену иностранной технике, стал "Уралмашзавод". По оценкам специалистов, "сегодня завод поднимается из тех руин, где лежит все машиностроение" и "может реализовать те горняцкие чаяния, на которое отечественное машиностроение долгое время вообще не обращало внимания". На УЗТМ активно расширяют линейку продукции и готовят к выпуску первый гидравлический экскаватор, аналогов которому в России нет. Подробности - в материале Накануне.RU.
На сегодняшний день линейка экскаваторов УЗТМ представлена несколькими машинами: ЭКГ-5, ЭКГ-12 и ЭКГ-18. Разница у них - в размере ковша. Активно идет работа над другими моделями. Например - над "гигантом" ЭКГ-35. Продолжается создание головного образца, отгрузить технику планируется также в этом году, а на следующий год запланированы монтаж и испытания на "Кузбассразрезугле". Еще один "гигант" - ЭКГ-25: на 2017 год по нему намечены НИОКР. ЭКГ-15 находится на завершающей стадии проектирования.
Предприятие продолжает увеличивать типоразмерный ряд шагающих экскаваторов, расширять модификацию.
Кроме того, продолжается производство конусных дробилок, проходят испытания новых моделей.
Российские горняки уже успели по достоинству оценить дробилки уральских промышленников и меняют на них импортное оборудование. Так поступили и на "Карельском окатыше".
"Благодаря внедрению автоматической системы регулирования и загрузки мы смогли получить автоматический выход дробилок на максимальную производительность при заданной крупности и конкурировать по этим машинам с другими предприятиями. Сейчас мы меняем дробилки иностранных конкурентов компании Sandvik. Принято решение по установке наших машин взамен их. Мы с оптимизмом смотрим на наши отношения с "Карельским окатышем", - рассказал Накануне.RU начальник технической службы дивизиона "Горное оборудование" "Уралмашзавода" Виталий Фурин.
По его словам, обновленные дробилки также пошли в Ковдорский ГОК: в начале 2017 года планируется их монтаж и проведение испытаний.
"Там стоит сложная задача: предприятие эксплуатирует аналоги зарубежных конкурентов, будем соревноваться с ними и по производительности, и по крупности. Мы готовимся к монтажу, наладке и испытаниям", - уточнил Виталий Фурин.
"У нас в разработке новой техники есть несколько ориентиров. Если говорить об экскаваторах, то, во-первых, ориентируемся на транспорт, который приобретают наши заказчики, чтобы работа в связке "экскаватор - самосвал" была более эффективной. Во-вторых, мы смотрим на горнотехнические условия: тенденции отработки карьеров, потребности предприятий по объемам работ и конкретным условиям отработки. В-третьих, ориентируемся на спрос и тенденции рынка, интерес наших заказчиков на импортные машины, статистику их приобретения", - рассказал Виталий Фурин.
Одним из результатов такого подхода в работе стало создание на УЗТМ первого в России гидравлического экскаватора. Аналогов ему в стране не будет. В настоящее время российские горняки, использующие на предприятиях гидравлику, имеют дело с зарубежной техникой. Правда, в этом экскаваторе, в отличие от других продуктов УЗТМ, российских деталей только 50%, остальные - зарубежные.
"В целом в производстве техники мы мало чем импортным пользуемся, но в экскаваторах и дробилках есть вещи, которые, к сожалению, однозначно импортные. Отечественных возможностей таких нет. Но это не более 10%. По гидравлическому экскаватору, к сожалению, та же ситуация, но там где-то 50%. Например, дизель там будет импортный, потому что отечественные предприятия его не могут сделать, даже ярославский завод. Нет такого дизеля по габаритам. Гидравлика, скорее всего, будет импортная. В остальном - стараемся работать на всем отечественном", - рассказал Накануне.RU директор дивизиона "Горное оборудование" "Уралмашзавода" Михаил Гуницев.
Он признается: "Надо понимать, что в стране это будет первый гидравлический экскаватор, и мы должны сделать его хорошо!" Специалист надеется, что в дальнейшем доля отечественных частей в машине будет увеличена.
"Мы должны его показать людям, поэтому мы перестраховываемся. По мере развития линейки мы будем смотреть, что можно заменить. Может быть, подоспеет та же "Пневмостроймашина". Мы ведем переговоры", - уточнил Михаил Гуницев.
Как стало известно, головной образец гидравлического экскаватора на 15 кубов поставят "Стройсервису". "Мы подписали с "Уралмашем" договор о намерениях: головной образец гидравлического экскаватора мы испытываем на одном из наших предприятий. Раньше мы покупали импортные. Они и сейчас есть, но мы надеемся, что через год вместе с УЗТМ запустим первую в России такую машину. Преимущество отечественного образца - это цена. Надеюсь, что и качество будет. Основные конкуренты сегодня - это Hitachi и Komatsu, но они дороже на 30-40%", - рассказал Накануне.RU главный механик технической дирекции "Стройсервиса" Вадим Ботвинников.
По его словам, компания планирует расширение парка отечественной техники, пока же доля импортной продукции - порядка 50%.
"Российские машины у нас были всегда - это и ИЗ-КАРТЭКС, и УЗТМ. Планируется увеличение количества отечественной техники: одну машину мы уже взяли, вторая пришла. У нас большой контракт до 2019 года с "Уралмашзаводом", будем перевооружаться. Вот оно - импортозамещение!" - поясняет он.
Большие планы на гидравлику производства УЗТМ имеет и СУЭК.
"Уралмашзавод" - единственное предприятие тяжелого машиностроения, которое сегодня поднимается из тех руин, где лежит все машиностроение. Завод способен реализовать те наши горняцкие чаяния, на которое отечественное машиностроение долгое время вообще не обращало внимания. Примерно в 2010 году встал вопрос, чем бы нам в дальнейшем грузить и добывать горную массу и уголь. Экскаваторов не было, перевооружаться было нечем. Самым приемлемым было покупать зарубежную технику. По своим технологическим процессам нам была нужна гидравлика. Гидравлический экскаватор "Уралмашзавода", к сожалению, сегодня находится в проектной стадии, то есть "живого" образца пока нет. Мы заинтересованы в такой машине именно отечественного производства. Применение мы ему готовы дать, если сойдемся по цене и качеству", - рассказал Накануне.RU заместитель технического директора по ОГР СУЭК Петр Опанасенко.
Он также отметил, что потребности компании в экскаваторах большие. В 2017 году СУЭК планирует купить три машины: "Мы ведем переговоры, прицениваемся, нам очень импонирует ЭКГ-35".
На сегодняшний день в ряду потребителей продукции "Уралмашзавода": "Кузбассразрезуголь", УГМК, "Стройсервис", "Мечел", Сибирский деловой союз, Ковдорский ГОК, Михайловский ГОК, Лебединский ГОК, "Северсталь", Качканарский ГОК, а также иностранные предприятия. В перспективе УЗТМ планирует расширение присутствия на рынках Индии (речь идет о поставке дробилок и шагающих экскаваторов), Монголии и Узбекистана, Македонии, а также Эстонии (шагающие экскаваторы и запасные части).
"Кроме того, нас интересует Куба (ЭКГ-5), Индонезия (экскаваторы), серьезно мы занимаемся Ираном (ЭКГ-18). Был ряд командировок, мы привозили специалистов сюда, еще привезем. Надеюсь, что там "выстрелит". Если сумеем подписать с ними один - два экскаватора (ЭКГ-12 или ЭКГ-18), то я буду считать, что это успех. Там давным-давно сидят американцы и японцы и нас там особо никто не ждет", - с оптимизмом смотрит в будущее Гуницев.
Еще несколько лет назад ситуация на "Уралмашзаводе" была не такой радужной: на заводе шли массовые сокращения, полностью было ликвидировано литейное производство. На предприятии это объясняли "вынужденной оптимизацией", сокращением расходов и устаревшим оборудованием. В Екатеринбурге тогда не раз проходили акции протеста, работники предприятия обращались к губернатору и даже президенту. В прошлом году "завод заводов" сменил собственника. Ранее акциями предприятия владели "Объединенные машиностроительные заводы" и "Газпромбанк". Осенью 2015 года "Уралмашзавод" расстался с группой Уралмаш-Ижора (ОМЗ), которая передала контрольный пакет "Газпромбанку", на тот момент уже инвестировавшему в модернизацию предприятия.
Как уточнили Накануне.RU в пресс-службе УЗТМ, инвестиционная программа завода выполняется за счет средств "Газпромбанка".
"По некоторым проектам частично были субсидии по федеральным программам, в которых мы участвовали. Речь идет о процентах по кредитам. Но это небольшие средства. В основном - "Газпромбанк", - отметили на "Уралмашзаводе".
По итогам этого года УЗТМ прогнозирует увеличение выручки вдвое: с 3,5 млрд руб. в прошлом году до 7,2 млрд - в уходящем 2016-м. Предприятие, наконец, вышло на положительный показатель EBITDA.