Новости
Перед выборами президента региональные элиты дезориентированы и ждут "бюджетного порядка"
Политика | Свердловская область | Тюменская область | Центральный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России

На площадке клуба "Регион" эксперты обсудили взаимодействие федерального центра и региональных элит в преддверии президентских выборов-2018. Участники дискуссии подчеркнули необходимость "настройки" системы межбюджетных отношений и подготовки компетентных кадров - кураторов, отвечающих за связь Москвы и субъектов РФ. Подробности - в материале Накануне.RU.

Перед "Большой игрой" будет востребована интегрированная модель влияния федерального центра на региональную политику. Такое мнение выразил гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Модель основана на сочетании различных инструментов. Это, во-первых, прямое воздействие Администрации президента через федеральных инспекторов, кураторов. За антикоррупционную повестку и коммуникации с властью будет отвечать Общероссийский народный фронт. Также функция "кураторства" может осуществляться через межрегиональные координационные комитеты "Единой России" и вице-губернаторов по внутренней политике. Должна остаться и система мониторинга.

"Кто-то говорит о необходимости убрать мониторинг и оставить только кураторов. Здесь есть опасность сращивания. Это должны быть параллельные системы, структуры, не замкнутые на Администрацию президента. Не думаю, что это повлечет особые расходы, отягощения", - прокомментировал Орлов.

Между структурами должен осуществляться взаимный контроль, причем по универсальным критериям, которые необходимо выделить, продолжил политолог. "Одной из целей модели должно быть преодоление нелимитированного лоббизма. Логика субвенций, реализации ФЦП должна исходить не из лоббистской активности регионов, а из приоритетов и реальных потребностей регионов… Стоит отметить, что вызовы взаимодействия центра и регионов осознаются властью, в том числе и сегодня, когда Сергей Кириенко пришел в Администрацию президента. Задача заключается не в том, чтобы систему создать - она создана. Задача в том, как интегрировать все составляющие в единый процесс", - сказал Орлов.

Системной работы не получится, если будет разделение политики публичной и элитной. Об этом заявил директор Института избирательных технологий Евгений Сучков. "В странах с развитой демократией резкой грани между политикой публичной и элитной не просматривается. В России это две разные составляющие. Элитная политика закрыта, носит кулуарный, подковерный характер, в основном. Публичная политика проявляется во время избирательных компаний или народных протестов. Когда говорим о логике взаимодействия руководства страны с региональными элитами, нельзя одно жестко отделять от другого… В Москве руководство процессами носит ситуативный характер, общая логика процесса заключается в том, чтобы все было тихо и спокойно", - сказал эксперт.

Нельзя при планировании взаимодействия федерального центра и регионов не учитывать модели консолидации элит, которые есть. Они, по оценке Сучкова, в разных регионах - разные: корпоративная (Калужская область), номенклатурная (Тюменская область, Татарстан), авторитарная (Кемеровская область) и даже коррупционная (Приморский край под руководством Евгения Наздратенко). "В этой ситуации имеет значение возрастание роли кураторов. Если будем продолжать гасить пожары в региональных элитах московской водой, мы далеко не уйдем", - сказал политолог. 

Довольно сложно сегодня обстоит ситуация с "эффективностью" вице-губернаторов по внутренней политике. По мнению экспертов, функции и роли этого вида "кураторов" довольно минимальные. Во многих регионах эти должности были созданы лишь для того, чтобы "выполнить указания Москвы", и занимали их не самые компетентные люди. "Нет необходимого уровня знаний в подавляющем большинстве случаев. Им остается лишь использование административного ресурса, искажение результатов. Подготовка региональных кадров должна войти в функционал АП", - отметил Сучков. 

Качество кадров - один из важнейших вопросов, который необходимо решать при выстраивании обозначенного взаимодействия. "Кураторы, федеральные инспекторы, вице-губернаторы. Эти люди должны получать назначение после получения серьезного опыта как на региональном, так и на федеральном уровне. Они должны иметь опыт работы в федеральном центре. У кураторов должен быть авторитет, основанный на опыте", - продолжил тему Орлов.

Задача выстраивания эффективного "сотрудничества" между центром и периферией осложняется еще и статусными проблемами. Об этом в ходе дискуссии упомянул генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. "Администрация президента сделала упор на кураторов, но в действительности это люди несчастные. Есть тяжелейшие статусные противоречия: это проблема сотрудника армейского штаба, который вынужден курировать генерала. Тогда, когда система зарождалась в 2000-е годы, были губернаторы, которые начинали истерики от этого. Советская система была выстроена в более жесткой вертикали… Сегодня это не столько кураторы, сколько дипломаты", - сказал он. 

К слову, и с федеральными инспекторами, по его мнению, сложилась неоднозначная ситуация.  "Зачастую они были не контролерами, а представителями местной элиты.  Исключение составлял Приволжский округ "под патронажем" Сергеем Кириенко. Уверен, свой позитивный опыт он в какой-то форме использует на новой должности", - отметил Журавлев.

В свою очередь директор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт заявил, что на уровне Администрации президента проблема кадров должна быть срочно решена. "Сегодня контроль за выдвижением кадров делегирован в регионы… Центр должен этим заниматься", - считает эксперт. "В регионах мы сталкиваемся с ситуацией, когда за человеком нет политического, коммуникативного, управленческого ресурса, когда задача этого политического аватара состоит в том, чтобы раз в день получать инструкции в некотором дорогом офисе региона", - добавил политолог. На его взгляд, ситуация эта складывается, отчасти, и в связи с активизацией борьбы с коррупцией. "Мы недооцениваем борьбу с коррупцией: она понижает ценность приза вхождения в политику, а это снижает качество претендентов на должности в региональных элитах", - пояснил Шпунт.

С ним согласился и генеральный директор коммуникационного агентства "Actor" Дмитрий Еловский. Он заявил о низком качестве кандидатов, которые хотят стать главой региона. Однако объясняет эксперт это и несогласованностью политики правительственных структур и АП.

"У Минфина своя политика, у Администрации президента - своя. Не могу сказать, что это система, иногда они не коррелируют между собой. Когда у кураторов нареканий нет, а Минфин режет финансирование ФЦП, то у губернатора возникает вопрос, что происходит. Другого снимают за невыполнение майских указов, третьему попадает от ОНФ за перекидывание средств ФЦП на другие цели. Губернаторы дезориентированы - они не понимают, что от них требуют, и что нужно делать, чтобы быть хорошим. Одно из последствий - ожидаемое падение качества самих губернаторов. Сильным региональным игрокам не хочется на эту должность вставать, чтобы быть перед всеми виноватым, получать ото всюду", - выразил мнение Еловский.

Политолог Максим Жаров подчеркнул, что "нет простых решений в системе управления регионами". "Нужно говорить о том, чтобы уберечь новое руководство от соблазна все упростить. Есть сложная система, множество регионов. Есть система полпредств, кураторов, есть партия "Единая Россия", ОНФ, есть масса структур, которые находятся на уровне между центром и регионами. Мы должны говорить о сегментировании существующих отношений, выделении групп регионов и придании определенной системы взаимоотношений", - отметил эксперт.

Качество региональных управленцев упало еще и из-за несбалансированности системы межбюджетных отношений, косвенно связанной с экономической и политической централизацией начала 2000-х гг. "У регионов сегодня сложно собираемые налоги. Имея их, ни губернатор, ни мэр региона не имеют заинтересованности свой регион развивать", - отметил председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group Дмитрий Гусев.

В продолжение тезиса Сучков негативно оценил инициативу экс-министра финансов Алексея Кудрина, благодаря которой и сложились нынешние межбюджетные отношения. "Сейчас муниципалитеты "голые". Вячеславу Володину пришлось вводить систему сити-менеджеров, чтобы хоть как-то погасить перманентные конфликты городской и областной власти. Легче назвать регионы, где этих конфликтов не было. Мы должны понимать, что все внутриполитические процессы будут выстраиваться под ключевую задачу - "Большую игру 2018 года". Первое, что должен сделать президент РФ Владимир Путин - навести порядок в межбюджетных отношениях. Чем раньше это будет сделано, тем с большим спокойствием пройдет его избирательная кампания, и тем более легитимным будет его результат", - сказал он, добавив, что возможность реализации этой задачи усугубляется финансовыми проблемами страны.

Однако до выборов президента РФ остается ряд региональных избирательных кампаний в 2017 году, в которых в полной мере могут проявиться сценарии "обновленного" взаимодействия федеральных "кураторов" и региональных элит. Так, к примеру, наиболее конкурентную борьбу эксперты ожидают на выборах губернаторов в Свердловской области и Пермском крае. О повышенной конфликтности в этой связи говорят с осторожностью. "Консолидация элит этим летом значительно повысилась вокруг кандидатуры Евгения Куйвашева. Многое будет зависеть о того, какую стратегию изберут Сергей Носов, Денис Паслер. В целом пока действующий губернатор Среднего Урала доминирует в свердловской политике. По Пермскому краю есть фактор Дмитрия Скриванова и стоящего за ним Олега Чиркунова, автономной политики "Лукойла" в регионе. Возможно, летом в этих регионах какие-то механизмы умиротворения будут задействованы. Что это будут за механизмы, пока неясно, но и войны нет: в Свердловской области в прошлом году ситуация была хуже", - прокомментировал гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов.

Вероника Килина