В Музее военной техники УГМК очередное пополнение – в Верхней Пышме "приземлился" легендарный Ла-5ФН. Этот самолет стал одним из символов Великой Отечественной войны для жителей стран бывшего Советского Союза и современной России.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе УГМК, на начальном этапе Великой Отечественной войны одним из применявшихся советской авиацией истребителей был ЛаГГ-3, прародитель Ла-5. Он обладал целым рядом конструктивных недоработок и был трудным в пилотировании, однако летчики с уважением относились к этой машине. В боях самолет показал себя живучей машиной, способной вернуться на аэродром, даже в буквальном смысле изрешеченным. Правда, уже к 1942 году ЛаГГ-3 уже не мог на равных бороться с новыми модификациями немецких истребителей – вооружение советской машины было значительно слабее: всего три пулемета с очень ограниченным боекомплектом.
Авиаконструктор Семён Лавочкин пошел навстречу требованиям фронтовиков - увеличил калибр оружия и боезапас, из-за чего вес конструкции резко увеличился, а скорость и скороподъемность упали. На самолет был установлен более мощный двигатель воздушного охлаждения - АШ-82. Это решение оказалось верным – в 1942 году при нехватке моторов водяного охлаждения в стране имелись значительные запасы силовых агрегатов с воздушным охлаждением. Именно они и позволили в конечном итоге дать фронту новый истребитель – ЛаГГ-5, который 8 сентября 1942 года был переименован в Ла-5.
"Представленная в Музее военной техники УГМК модификация Ла-5ФН отличалась более совершенной конструкцией мотора, которая позволяла использовать непосредственный впрыск топлива и выходить на форсированный режим. Литера "ФН" расшифровывалась как "Форсированный Непосредственного впрыска топлива", - рассказал директор Музея военной техники УГМК Александр Емельянов.
В апреле 1943 года в Люберцах была проведена серия воздушных боёв между предсерийным Ла-5ФН и трофейным немецким истребителем Messerschmitt Bf.109G-2. Учебные схватки выявили подавляющее превосходство советского самолета по скорости на малых и средних высотах, на которых велась основная масса воздушных боев на советско-германском фронте. Анализ результатов этих боев привел к значительным изменениям в тактике действий советской истребительной авиации.
Новая модификация начала выпускаться и поступать в советские войска с марта 1943 года.
Любопытно, что самолет Лавочкина удостоился детального анализа и похвалы от немецких специалистов. Во время Курской битвы один трофейный Ла-5ФН попал в испытательный центр в Рехлине (аналог нашего НИИ ВВС). Испытывал самолет летчик Ганс Вернер Лерхс.
После Великой Отечественной войны сохранившиеся самолеты Ла-5ФН активно использовались в качестве учебных самолетов в авиации СССР.