В Музее автомобильной техники УГМК появился уникальный экспонат – ГАЗ-55, ставший широко известным после выхода фильма Леонида Гайдая "Кавказская пленница". По оценке специалистов музея автомобильной техники, автомобиль, представленный в Верхней Пышме, в настоящее время является единственным сохранившемся в мире. Экспонат был восстановлен командой уральских реставраторов, сообщили Накануне.RU в пресс-службе УГМК.
В тридцатые годы XX века от машин спецназначения, основной функцией которых была транспортировка больных, требовалась не столько сочетание скорости передвижения и плавности хода, сколько повышенная вместимость, надежность, а также ремонтопригодность. В качестве образца для нового массового универсального санитарного автомобиля, который мог бы эксплуатироваться в гражданских и армейских медицинских учреждениях, был выбран американский санитарный автомобиль Ford AA 1930-1931 гг.
Производством санитарного автомобиля занимался Горьковский автобусный завод. Закрытый кузов представлял собой деревянный каркас, облицованный снаружи листовой сталью и обшитый изнутри фанерой, сзади находилась двухстворчатая дверь. Кузов оснащался носилками в два яруса, верхние при этом крепились к складным опорам на потолке. В санитарном отделении на полу, под лавками был установлен калорифер для обогрева, который работал от выхлопных газов. Можно сказать, что это первый автомобиль в линейке ГАЗа, где был отопитель салона.
"Несмотря на "комедийный" статус автомобиля, ГАЗ-55 стал самым распространенным санитарным автомобилем Красной армии в период Великой Отечественной войны. У фронтовиков он заслужил прозвище "фронтовая неотложка". У ГАЗ-55, как и у всех автомобилей, выпускавшихся во время войны, имелась всего лишь одна левая фара. Салон фургона так же упростили, заменив мягкие сиденья жёсткими. В самое напряженное военное время с 1941 года по середину 1943 года выпускали наиболее упрощенный вариант с обычной грузовой, а не адаптированной, с более мягкими рессорами, подвеской. Технологию изготовления крыльев тоже упростили и от глубокой штамповки перешли к сгибанию плоского стального листа. В салоне можно было перевозить несколько раненных солдат в зависимости от тяжести повреждений в сидячем или лежачем положении: 4 лежачих или 8 сидячих", - рассказал директор музея автомобильной техники УГМК Станислав Чуркин.
Выпуск ГАЗ-55 прекратился в 1950 году с началом выпуска нового поколения санитарных автомобилей.