"Если на железобетонном остове телебашни выполнить часовню с колокольней, как предложено в моем проекте, то не исключено, что после окончания строительства мы получим самое высокое культовое сооружение за всю историю человечества", — поделился своими идеями с Накануне.RU архитектор и автор проекта "Башни Святой Екатерины" Алексей Белоусов.
13 декабря на заседании Законодательного собрания было решено продать недостроенную свердловскую телебашню с аукциона. Объект оценили в 640 млн руб.
Свою необычную, если не сказать — неординарную, идею — построить православную часовню на вершине екатеринбургской телебашни — архитектор Белоусов преподнес как стремление следовать исторической традиции всех культур и цивилизаций — строить религиозные сооружения "на самых видных местах".
"В современном Екатеринбурге, с его высотными зданиями, храмы начинают теряться. Я это стал остро чувствовать, когда в нашем городе стали строить высотки и небоскребы. Утилитарные здания с их обыденными утилитарными функциями, с моей точки зрения, не должны так сильно доминировать над храмами духа", — комментирует автор проекта "Башни Святой Екатерины".
В качестве ярких исторических примеров храмов "на самых видных местах" Белоусов привел храмы акрополя в Афинах, храмы на вершинах пирамид майя в Мексике и Гватемале, а также храмы "в большинстве русских кремлей, расположенных также на возвышенностях".
"Если где-то не было возможности построить храм на возвышенном месте, то делали высокой его колокольню, так что ее можно было разглядеть за версту", — утверждает архитектор.
По мнению Белоусова, у Екатеринбурга должен быть свой символ, связанный с его небесной покровительницей — святой великомученицей Екатериной Александрийской.
"Это мое личное желание, которое стало особенно сильным после очень навязчивого употребления, в том числе в СМИ, слова "е-бург" как жаргонного названия нашего города", — прокомментировал архитектор.
Что касается "утилитарных зданий", противопоставленных "храмам духа", — они, "с их ресторанами, клубами и плавательными бассейнами", символизируют, по мнению Белоусова, "поколение потребительским радостям". Однако, делает оговорку архитектор, они в то же время являются "памятниками смелой человеческой инженерной мысли".
Идеи идеями, но здесь неизбежно возникает вопрос: как люди, желающие посетить часовню между небом и землей, будут добираться до нее? Автор проекта башни-часовни предлагает вариант: винтовая лестница.
"Безусловно, подниматься будет физически нелегко, зато какая душевная радость будет ждать того, кто туда поднимется. А если стену башни, примыкающую к лестнице, расписать на библейские и евангельские темы — это еще больше усилит впечатление от подъема", — комментирует Белоусов, подчеркивая при этом "оригинальность и беспрецедентность" такого решения.
В обоснование своей идеи архитектор сослался на личный опыт "пешеходного подъема к храму":
"Я был в монастыре Святой Екатерины на Синае и поднимался от этого монастыря на гору Моисея. Подъем на Синай в ночное время произвел на меня сильнейшее впечатление, и это до сих пор одно из самых ярких впечатлений моей жизни. При подъеме на лифте такой радости не испытаешь".
В архитектуре, как и в любом другом настоящем искусстве, важна сила и убедительность впечатления — так считает Белоусов.
"Я считаю, что мой проект обладает этими качествами в полной мере", — заключил архитектор.
Проект "Башни Святой Екатерины", по словам Алексея Белоусова, был представлен "на достаточно высоком церковном уровне", и получил одобрение.
Напомним, что идея постройки православной часовни на вершине заброшенной свердловской телебашни была поддержана телеведущим и гендиректором Телевизионного агентства Урала Иннокентием Шереметом.
Георгий Малания