Госдума в минувшую пятницу приняла законопроект, согласно которому ЦИК и избирательным комиссиям субъектов РФ будет разрешено заключать контракты для обеспечения федеральных выборов без соблюдения закона о госзакупках. Из-под этого закона также будут выведены крупнейшие государственные СМИ, "Российские телерадиовещательные сети" и другие ФГУПы. Список госзаказчиков, которые войдут в перечень непубличного выбора поставщиков, Правительство согласует с Администрацией президента.
Закон был принят без обсуждения депутатами фракций "ЕР" и ЛДПР. Член комитета по безопасности Госдумы, "единоросс" Антон Гетта пояснил, что "заключать контракты, необходимые для выборов президента и Госдумы, ЦИК и комиссии смогут по собственному пожеланию, но только в рамках сметы, предусмотренной на подготовку к федеральным выборам".
Упростить требования к госзакупкам предложила глава ЦИК Элла Памфилова. В проекте бюджета на 2017 год, когда будет осуществляться подготовка к выборам, ЦИКу выделены ассигнования в 21,3 млрд руб., что на 30% больше, чем в этом году. Строка на подготовку к президентским выборам увеличена на 14,8 млрд руб. (на думские выборы было выделено 10,5 млрд руб.). В 2018 году бюджет ЦИКа резко сократится до 4,6 млрд руб.
Кроме этого, закон будет распространяться также и на деятельность некоторых государственных и муниципальных унитарных предприятий (ФГУПов, ГУПов и МУПов), "имеющих значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства". Перечень этих организаций будет согласован также с АП. Пока же в этот список должны были войти только крупнейшие государственные СМИ (ФГУПы ВГТРК, ИТАР-ТАСС, "Россия сегодня" плюс оператор связи "Российские телерадиовещательные сети"). Источники отмечают, что в этот список могут попасть ФГУПы Росатома, Минобороны, Роскосмоса, ФМБА и других ведомств, включая Спецстрой, пишет "Ъ".
Представитель АПЭК в Свердловской области, политолог Руслан Мухаметов подчеркнул, что такой закон будет не очень хорошо смотреться на фоне борьбы с коррупцией.
"Я бы выделил два момента. Первый момент связан с определенной тенденцией закрытия и сокращения публичности в госзакупках. В целом, если такой закон вступит в силу, то это, наверное, не очень хорошая тенденция в плане политики в сфере противодействия коррупции. С другой стороны, принимая такой законопроект, мы видим, что власти исходили из определенных причин, и мотивы эти связаны, скорее всего, с повышением эффективности госуправления. Это решение, видимо, принято на самом верху. И, конечно, нельзя исключать, что это решение принято в связи с приближающимися президентскими выборами - это можно рассматривать как инструмент поддержки государственных СМИ, который позволит проще их финансово поддерживать", - считает эксперт.