Известный кинорежиссер Никита Михалков высказал свою точку зрения об экспозиции "Ельцин-центра", весьма отрицательную, прямо на слушаниях в парламенте. Его мнение поддержал министр культуры РФ Владимир Мединский.
После этого Мединский, как известно, получил окрик от премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. "На мой взгляд, любой министр должен осуществлять координацию, как принято говорить, государственной политики в этой сфере. Относится ли к вопросам координации государственной политики и изданию соответствующих нормативных актов комментарий по конкретным ситуациям? Здесь, мне кажется, нужно исходить из максимально аккуратной сбалансированной позиции", — сказал Медведев в малозаметном интервью российским телеканалам на вопрос журналиста, входит ли в должностные обязанности министра культуры объяснять, что правильно, а что нет, упомянув ситуацию с "Ельцин-центром".
"Когда речь идет об оценках того или иного предмета искусства, выставки, постановки, на мой взгляд, кто должен это комментировать: эксперты, соратники по цеху, обычные люди, которые говорят: мне нравится, мне не нравится, это годится, это не годится, это соответствует нашим представлениям, это не соответствует нашим представлениям. Когда комментарий осуществляется чиновником в любой сфере, это, к сожалению, в какой-то момент может быть воспринято, как окрик, а этого допускать нельзя", — заявил Медведев.
Он отметил, что даже если должностное лицо и не собиралось "заниматься цензурой, что-либо пресекать, просто сразу же формируется тренд: если это позиция министра, значит, нас поставили на место".
"В этом плане министр — и министр культуры, и другие министры — должны быть максимально сдержанны в высказывании своих позиций, даже если они абсолютно уверены в справедливости своих суждений", — заключил глава правительства.
В "Ельцин-центре" провели экскурсию Никите Михалкову, которая лишь подтвердила все самые печальные оценки "исторической ценности" презираемого подавляющим большинством сограждан заведения.
"Ельцин-центр" не расстроился и заявил о прекращении полемики с Михалковым.
В связи с этими событиями хотелось бы задать три вопроса премьер-министру Дмитрию Медведеву:
1. Где был Дмитрий Медведев все эти несколько месяцев от открытия доски фашисту Маннергейму в присутствии министра культуры РФ Владимира Мединского и до того момента, когда уже под нажимом широкой общественности эта доска была демонтирована? Почему Медведев набрал тогда в рот воды?
2. Нужен ли стране такой министр культуры, который не выражает никакого собственного мнения, хотя его имеет, как любой человек? Если министр культуры не будет выражать своего собственного мнения открыто, значит, он будет действовать исподтишка, одним давая деньги и продвигая идеологически подходящие ему проекты, а другим проектам, претендующим на государственное финансирование, будет ставить палки в колеса. То есть деньги народа, собираемые в виде налогов для общественных дел, будут распределяться совершенно непредсказуемым для народа образом. Например, мы знаем, что на бесконечные фильмы, прославляющие царей, деньги находятся в больших количествах, а на тот же фильм "28 панфиловцев" о Великой Отечественной войне выделено хоть что-то лишь после того, как стало понятно, что инициатива снизу не гаснет. Нужно ли это народу, волю которого по Конституции должна выполнять исполнительная власть, в том числе министр культуры?
3. Значит ли что-то для Дмитрия Медведева мнение 96% народа России, которые с ненавистью относятся к Ельцину? Или ничего не значит? Если что-то значит, то не пора ли на правительственном уровне принять решение в соответствии с оценкой деятельности Ельцина народом? Так, министром культуры РФ Мединским и министром образования РФ Ольгой Васильевой уже открыта в Москве выставка настоящих "достижений" первого президента. Не пора ли теперь закрыть этот реальный раздражитель народа - "Ельцин-центр" и перепрофилировать это огромное, совершенно не заслуженное Ельциным, здание, в Дворец культуры по аналогии с советскими Домами культуры, где действительно давалась возможность детям и юношеству раскрывать и развивать свои творческие способности, в том числе можно сделать большую библиотеку, концертные залы, музейный комплекс, где сохранять память о людях, действительно достойных, принесших много пользы и безмерно любивших свою Родину? Если же мнение большинства россиян ничего для премьера не значит, то нужно ли такое правительство самим россиянам?
Надеяться на получение ответов было бы, конечно, наивно. Но, как говорят в русском народе - капля камень точит...
Елена Бобрикова