Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) подготовило четвертый рейтинг эффективности управления в субъектах РФ, передает корреспондент Накануне.RU.
В аналитическом материале даны оценки эффективности региональной власти на начало декабря 2016 года. Авторами доклада выступили гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов и заведующий Лабораторией региональных политических исследований НИУ ВШЭ Ростислав Туровский.
Рейтинг представляет собой синтез рейтингов по трем блокам: политико-управленческому, социальному и финансово-экономическому. Согласно результатам нового исследования, эффективность региональной власти в стране выросла. "В прошлый раз мы отмечали нарастание проблем в региональном управлении, связанных с недостаточной готовностью многих региональных администраций к работе в непростых экономических условиях и форс-мажорных обстоятельствах. Ситуация 2016 года стала заметно лучше, и этому есть ряд серьезных причин", - говорится в тексте доклада.
Повышению эффективности и активизации властей субъектов РФ, по мнению составителей рейтинга, способствовали, прежде всего, федеральная и региональная избирательные кампании и ставка руководства страны на проведение конкурентных и открытых выборов.
"Во-вторых, в условиях бюджетных ограничений региональные власти постепенно начали менять модель своей социально-экономической политики, все больше внимания уделяя изысканию резервов. К этому их подталкивал и федеральный центр, который перестал "баловать" регионы дополнительной финансовой помощью", - отмечается в тексте доклада.
Активизация борьбы с коррупцией и последовавшие отставки и аресты губернаторов также побудили многих чиновников скорректировать свою работу, что позитивно отразилось и на эффективности управления в регионах. Главы субъектов РФ, пришедшие на смену "неэффективным менеджерам", "продемонстрировали намерения расстаться с доставшимся им проблемным "наследством" и в корне изменить принципы работы региональной власти", подчеркнули авторы исследования.
Средний балл эффективности регионального управления в 2016 г. оказался выше результатов 2015 г. и 2014 г. Отмечается, что в общем зачете никто не превзошел отметку в 0,8 баллов, которую можно было бы считать отличным показателем. Однако приблизились к этой отметке в 2016 г. семь регионов, тогда как в 2015 г. было пять наиболее эффективных субъектов РФ, а в 2014 г. – четыре. "Такой результат позволяет сделать вывод о том, что региональные власти адекватно интерпретировали сигналы Кремля и Белого дома и сумели оптимизировать подход к региональному управлению, тем более что выборная кампания сыграла в этом процессе свою мобилизующую роль. Из этого автоматически не следует, что сама ситуация в регионах сразу стала лучше: речь идет лишь о том, что лучше стали работать региональные власти", - добавили в АПЭК.
Рейтинг эффективности управления региональной власти возглавила в этом году Тюменская область (0,782 балла). В прошлом году регион располагался на втором месте. В нынешнем рейтинге Тюменской области удалось опередить Татарстан - лидера прошлого года, который по итогам 2016 г. сместился на вторую позицию. Белгородская область сохранила свое третье место.
Улучшение позиций в части эффективности управления наблюдается у Чеченской Республики (переход с 9 на 4 место). Рост показателей авторы исследования связывают с "более чем убедительной победой Рамзана Кадырова на выборах". Укрепились позиции и новых руководителей Республики Башкортостан и Сахалинской области, что также привело к улучшению результатов этих регионов в рейтинге.
К числе относительных "неудачников" в докладе АПЭК упомянута Кемеровская область, которая лишилась места в первой десятке, перейдя на 21-ю позицию. "Несмотря на по-прежнему впечатляющие результаты избирательных кампаний в регионе, здесь происходит снижение эффективности экономического управления, что и продемонстрировал наш рейтинг. Скандалы в региональной исполнительной власти и коррупционные обвинения в адрес ряда заместителей А.Тулеева подтвердили наличие негативной тенденции", - говорится в докладе. Позиции теряет и Калужская область (переход с 4 на 13 место).
В целом высокий управленческий уровень продолжают демонстрировать многие обеспеченные ресурсами регионы страны. Ямало-Ненецкий АО (5 место) в рейтинге опережает Москву (7 место) и Московскую область (8-9 место). Ведущий нефтедобывающий регион страны Ханты-Мансийский АО делит позиции с одним из ключевых регионов промышленного Урала - Челябинской областью (19-20 место).
В "аутсайдерах" остаются республики Карелия и Бурятия, а также Курганская область. В докладе отмечается, что позитивных тенденций там пока не наблюдается.
Свердловская область (48-49 место) определяется в рейтинге как регион, продемонстрировавший хорошую динамику повышения эффективности власти, наряду с Астраханской и Мурманской областями. "Свердловская область, к работе властей которой было много претензий, стала подниматься в рейтинге, отдаляясь от позиций аутсайдера, вряд ли достойных столь развитого региона", - подчеркнули авторы исследования, отметив тот факт, что регион может покинуть "зону риска".
Итоги исследования также показывают, что в ряде случаев смена власти привела к заметному улучшению рейтингов. Это видно на примере Кировской, Тверской, Тульской и Ярославской областей. Риски остаются для результатов глав регионов с низкой эффективностью управления в связи с предстоящими выборами. К числу отстающих относятся Новгородская область, Пермский край, а также Адыгея.