Минэнерго готовит санкции для властей городов и регионов, не имеющих долгосрочных схем теплоснабжения (на 15 лет). Главам городов или сотрудникам мэрий, нарушившим сроки или порядок разработки схем, может грозить штраф в 30-50 тыс. руб. и дисквалификация на год-два, региональным же чиновникам – штраф в 10-30 тыс. руб. или дисквалификация на год или два за нарушение мониторинга за разработкой схем в небольших городах, сообщает "Коммерсант".
Причиной таких решений стало то, что власти восьми городов с населением больше 500 тыс. человек и в 10% меньших городов задержали такие схемы на четыре года. При этом сейчас ответственность за это не предусмотрена. Схема же нужна, чтобы определить тарифы и инвестиции инвесторов в теплоснабжение.
Вместе с принятием схемы назначается единая теплоснабжающая организация (ЕТО). Это крупнейший поставщик тепла в регионе, владеющий ТЭЦ или магистральными теплосетями. Она заключает контракты с остальными поставщиками и теплосетями в пределах своего тарифа, а потребителям гарантирует надежность теплоснабжения.
В числе аутсайдеров из крупных городов – Челябинск и Тюмень ("Фортум"), Красноярск и Кемерово (Сибирская генерирующая компания), Хабаровск ("РАО ЭС Востока"), Астрахань ("ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго"), Тула ("Квадра") и Севастополь.
Собеседник издания, близкий к Минэнерго, рассказал, что в Челябинске региональные власти выбрали дорогие котельные, а не когенерацию. Это привело бы к существенному росту тарифов через год-два. Кроме того, город вместо структур "Фортума" — самого крупного производителя тепла в системе — предлагал назначить ЕТО небольшое предприятие с долгом перед поставщиками — МУП ЧКТС.
Тюмень же настаивала на строительстве многочисленных новых котельных с более высокими тарифами, чем у ТЭЦ, и вообще не отправляла схему в Минэнерго, знает собеседник "Ъ". В проблемных городах платежи за тепло распределяются, как правило, через владельцев и арендаторов распределительных теплосетей, таких как МУП ЧКТС или "Тепло Тюмени" (входит в СУЭНКО).
Напомним, в южноуральской столице первый проект схемы был представлен в Минэнерго еще в декабре 2014 года и был отклонен в связи с несоответствием предъявляемым требованиям. Кроме того, проект не соответствовал документу, размещенному на сайте администрации и в отношении которого проводились публичные слушания.
В сентябре 2015 года прокуратура обратилась в суд, чтобы обязать администрацию Челябинска утвердить схему теплоснабжения города в течение двух месяцев, поскольку ее отсутствие не позволяет организовать в Челябинске эффективную систему снабжения населения энергоресурсами. 8 декабря 2015 года проект прошел повторные публичные слушания и был направлен в федеральное министерство на утверждение, но был снова отклонен.
Что касается Тюмени, то на одном из декабрьских заседаний городской думы депутаты крайне удивились тому, что за семь лет работы компания "Фортум" не вложила ни рубля в ремонт теплосетей. "Фортум" имеет финских учредителей. В декабре же состоялись публичные слушания по утверждению схемы теплоснабжения. Во время обсуждения наболевшего вопроса областные и городские власти признали, что соглашение с иностранной компанией "Фортум" было ошибкой, которая чревата ростом тарифов для населения и монополизацией рынка. В результате схема теплоснабжения Тюмени была отправлена на доработку, а в прокуратуру поступило обращение от "разгневанных граждан", которым не удалось попасть на публичные слушания (по некоторым данным, это были сотрудники самого "Фортума").