На фоне недавнего задержания в Екатеринбурге боевиков, планировавших теракты, в Уральском горном университете обсудили проблемы противодействия запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. Эксперты и представители ислама из разных стран обсудили методы контрпропаганды, представили брошюру "как понять, что тебя вербуют в ИГИЛ" и презентовали свои разработки по противодействию радикальным течениям, передает корреспондент Накануне.RU.
Заведующий кафедрой теологии УГГУ Алексей Старостин отметил, что лишь несколько дней назад у нас в городе была задержана диверсионная группа ИГИЛ, готовящая теракт.
Это лишний раз показывает, что угроза международного терроризма не "где-то далеко", а уже находится в непосредственной близости. Тем не менее, работа сотрудников спецслужб остается на высоте.
В своем выступлении он сравнил масштаб угрозы, которую представляет ИГИЛ, с фашистскими режимами. И рассказал о том, что на эту структуру работает фактически целый медиахолдинг, включающий несколько "продакшн-студий" по производству "видеоконтента с отрезанием голов", также издается собственный глянцевый журнал, используются социальные сети.
Интересно, что некоторые соцсети, например Твиттер и Фейсбук, блокируют создание аккаунтов и групп, но террористы перешли на использование телефонных мессенджеров. Когда и этот механизм был блокирован, ИГИЛ-овцы смогли создать собственный мессенджер для мобильников.
Эксперт упомянул о том, что специалисты этого движения разработали целые пособия для мобильных террористических групп, подобных той, что была задержана недавно в Екатеринбурге, в Берлине и других городах, где прописано, как себя вести, чтобы не выделяться из толпы, вплоть до использования парфюма.
Активно работают и вербовщики – по данным, озвученным на встрече, только из России было завербовано порядка 2,6 тыс. граждан. В зону риска входят люди, неуверенные в себе, имеющие психологические или финансовые проблемы, поддающиеся манипулированию. Старостин привел в пример рассказ тюменской девушки, которая уехала в Сирию, но потом смогла вернуться – она рассказывала, что женщин отправляли в интернет-кафе, где в их задачи входила вербовка через соцсети.
Чтобы внести свой вклад в дело контрпропаганды терроризма и экстремизма, студенты кафедры сняли и смонтировали два видеоролика, предостерегающих о последствиях вербовки, и создали памятку о том "как понять, что тебя вербуют", которую готовы вместе с духовным управлением мусульман распространять по муниципалитетам.
Старший научный сотрудник Центра Азии и Ближнего Востока РИСИ Евгений Бирюков заявил, что ИГИЛ – это следующий этап развития американской геополитической экспансии, которой предшествовала война в Югославии, Афганистане, Ираке, странах Африки, Арабская весна и Украина.
"Массовая экспансия ДАИШ началась в 2014 году, но как минимум в 2006 году появились американские карты, на которых за несколько лет до этого была прорисована территория, которую позже оккупировал ДАИШ. Эта территория полностью совпала. В 2012 году аналитическая группа Пентагона рекомендовала в Сирии более активно использовать террористические группировки, как Аль-Каида. Что касается Сирии, то как минимум в 2001 году США начали планировать войну в этой стране, так же как в Ираке, Ливии, Сомали, Йемене и некоторых других. Война планировалась заранее. Поэтому, и Арабская весна и ИГИЛ – действия в рамках одной стратегии", – отметил Бирюков.
По словам эксперта, все, что сейчас происходит, это развитие концепции Большого Ближнего Востока, принятой в начале 2000-х годов.
"Она предусматривала план трансформации региона, рассчитанный примерно на 30 лет. Это и "демократизация", и изменение границ, и свержение неугодных режимов. И то, что происходит сейчас на Ближнем Востоке, появление ИГИЛ полностью укладывается в эти планы", – считает сотрудник РИСИ.
Он напомнил, что в Ираке американцам понадобился 138-тысячный корпус военнослужащих, потери превысили 4 тыс. после избрания Обамы президентом, войска были выведены практически полностью, но террористические группировки практически полностью решают поставленные задачи в регионе. Коалиция "против ИГИЛ" "боролась" с ИГИЛ так, что боевики оказались в непосредственной близости от Дамаска. Что касается российской воздушной операции, то она переломила ситуацию. Однако, если американцев это решение поначалу ввергло в некий шок, сейчас они адаптировались.
Помимо чисто территориальных завоеваний, ИГИЛ становится и инструментом влияния на страны за пределами региона. Эксперт не исключил скорую оккупацию Ливии, на территории которой залегает 3% разведанных мировых залежей нефти, ИГИЛ проявил себя в Нигерии и Индонезии, которые являются странами ОПЕК.
Руководитель свердловского филиала РИСИ Дмитрий Попов более подробно остановился на пропагандистских методах, которые использует ИГИЛ в Центральной Азии – регионе, который напрямую граничит с российской территорией. Он напомнил о том, что на этой территории были разные радикальные течения, например басмачи и моджахеды, которые, что характерно, поддерживались британцами и американцами соответственно. Похожие методы используются и сейчас, идет вовлечение радикалов из ряда республик, а также использование ресурсов существующих движений типа Джебхат-ан-Нусра, Аль-каида и подобных им.
Представитель челябинского филиала РИСИ Елена Сытых остановилась на том, что этот регион уже 10 лет занимается последовательной антитеррористической работой, здесь постоянно происходят задержания активистов, использующих экстремистскую литературу, пропагандирующих радикальные течения и т.д. По ее оценке, величина угрозы на Южном Урале уступает Северному Кавказу, но существенно выше, чем в большинстве субъектов РФ.
Представители исламских организаций обсудили то, что можно делать для противодействия распространению радикальных течений, а по итогам круглого стола была принята резолюция, предлагающая комплекс мер, таких как ведение разъяснительной работы, проведение конкурсов социальной рекламы, публикации в СМИ на тему деромантизации экстремизма и терроризма, разработка базового цикла лекций для различных возрастных и целевых аудиторий.