Закосбрание Ямала на февральском заседании рассмотрит региональный закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, проживающих в автономии. Впервые в одном проекте собраны все гарантии для аборигенов, появились и льготы для кочующих ямальцев, официально не относящихся к коренным народам региона. После принятия закона, в тундру должны приехать не только педагоги и медики, но и юристы, передает корреспондент Накануне.RU.
Законопроект о гарантиях прав коренных малочисленных народов в заксобрание вносит губернатор Дмитрий Кобылкин. Одно из основных новшеств документа – законодательное право на ряд мер поддержки получат не только коренные жители, но и все ямальцы, ведущие традиционный образ жизни. Вопрос о "паспорте" аборигенов поднимался неоднократно, многие не могут доказать свою принадлежность к КМН, из-за чего лишаются льгот. Первый шаг в решении вопроса был сделан опять же ямальскими чиновниками, которые через регионального представителя внесли в Госдуму законопроект о реестрах коренных народов. Теперь в рамках своих полномочий на Ямале максимально облегчат коренным жителям доступ к мерам поддержки.
Проектом вводится региональный стандарт минимальной материальной обеспеченности КМН - своеобразный "прожиточный минимум" аборигена. Правительство обязуется обеспечить этот гарантированный достаток через меры поддержки.
"Порядок и условия обеспечения минимальными благами лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, устанавливаются постановлением правительства автономного округа", - сказано в проекте.
Положения, связанные с региональным стандартом, вступят в силу на год позже, чем основанная часть закона, – с 1 января 2017 г. К тому времени правительство должно определиться с размером "прожиточного минимума". По словам младшего научного сотрудника сектора экономической географии Научного центра изучения Арктики Сергея Зуева, сейчас достаток коренных народов из разных районов отличается.
"В некоторых муниципалитетах доходы оленеводов и рыбаков значительно ниже, чем прожиточный минимум по региону, разница на 20-30%. В Ямальском районе и Тазовском достаточно обеспеченные оленеводы и рыбаки, которые могут позволить себе купить технику любой марки, обеспечить себя. А если говорить о южных районах, где у оленеводов меньше доходов от продажи оленины, но больше доходов от рыбы и охотпромысла, то их доходы находятся ниже среднего прожиточного минимума. Мы бы предложили разработать дополнительные нормативы, которые позволили бы выровнять доходы коренного населения, в том числе, учитывая их расходы. В Шурышкарском районе, например, рыбаки и оленеводы проживают в избушках, у них расходы на ГСМ намного больше", - рассказал Накануне.RU Зуев.
Точные нормативы важны и потому, что число получателей льгот значительно расширяется. Так, материальные выплаты на покупку горюче-смазочных материалов сейчас получают только кочующие ямальцы. Новым законом мера распространяется и на граждан, ведущих полукочевой образ жизни – это еще 1500 семей.
Дополнительные траты из бюджета (их размер пока не определен) повлечет и пункт о полном гособеспечении детей кочевников, не относящихся к числу КМНС, которые обучаются по очной форме в школах. Ранее одежду, обувь и школьные принадлежности получали лишь дети коренных народов.
Образовательный процесс может быть организован государственной или муниципальной школой в местах кочевий, говорится в проекте закона. Сейчас на Ямале уже работают кочевые педагоги, а опыт региона перенимает соседняя Югра. В 2015-2016 учебном году в тундре преподают 27 педагогов из 15 образовательных организаций: десяти детских садов и пяти школ. Дошкольным образованием охвачено 235 человек, начальным – 43 ребенка. После вступления закона в силу кочевое образование, как и мобильная медицина (правительство гарантирует оказание медпомощи в местах кочевий), получат более широкое распространение.
Закон рамочный, но при этом в нем учтены нюансы, волнующие представителей коренных народов. Член правления приуральского филиала ассоциации коренных малочисленных народов Севера ЯНАО "Ямал – потомкам!" Евдокия Серасхова отмечает, что нерешенным остался вопрос о детях-сиротах, решивших остаться в тундре. В проекте сказано, что для них должны быть предусмотрены дополнительные меры поддержки по достижении совершеннолетия.
"Дети-сироты не имеют оленей, а если государство им будет помогать, будет им выделять какое-то определенное количество оленей, я думаю, что у них будет стимул и желание оставаться и работать в тундре", - отметила Евдокия Серасхова.
По ее словам, меры господдержки коренных народов обязательно должны быть адресными, чтобы помощь получали не общины, а отдельные тундровики.
Кочевникам гарантируют поддержку не только материальную, но и юридическую. "Лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, оказывается бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в автономном округе в соответствии с законодательством автономного округа", - говорится в законе.
Востребованность в ней крайне высока. Известность получают лишь громкие разбирательства аборигенов, такие как спор хранителя священного озера Имолор Кечимова с "Сургутнефтегазом". Однако юридическая помощь жителям тундры необходима и в более мелких вопросах.
"Они элементарно не могут защитить себя при попадании в ДТП. Несколько лет назад был вопиющий случай, когда на дороге Аксарка-Салехард машина случайно сбила стадо оленей. Оленевод не знал, как получить компенсацию, к кому обратиться. Обычно звонят в ассоциацию, те уже за свои деньги нанимают юристов и стараются помочь в таких тяжелых ситуациях. Но по мелким правонарушениям КМН находятся в уязвимом положении. Они живут не в поселках или городах, они в тундре. Нужна система оперативной помощи, например, горячая линия, куда они могут обратиться", - отмечает Сергей Зуев.
Появление подобной инициативы - прорыв для "национальных" регионов. Депутат Государственной думы ор ЯНАО, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Григорий Ледков отмечает, что пока не встречал в других регионах свода норм, подобного ямальскому.
"В регионе выработаны единые стандарты в обеспечении рыбаков и оленеводов материальными средствами, оказания медицинских и образовательных услуг, в том числе, в кочевых школах. Порядка 400 законов и актов на уровне региона регулируют отношения властей с коренными малочисленными народами. Сейчас создан сводный документ, который затрагивает 11 тыс. представителей КМН. Может оказаться, что второго такого закона в регионах нет. Вся государственная политика Ямала, все усилия сводились к тому, чтобы создать единую систему господдержки коренных народов", - поделился с Накануне.RU своим мнением депутат, добавив, что за пределы федерального законодательства закон выйти не сможет.
Рассмотрение проекта намечено на 25 февраля. Основная часть закона вступит в силу с 1 января 2016 г.