Вторую годовщину майдана "отпраздновали" организаторы государственного переворота на Украине. События двухлетней давности оказали огромное влияние на состояние страны и геополитическую ситуацию в целом. Эксперты в Москве оценили текущую ситуацию на Украине, обсудили первопричины и "надежды" заказчиков смены власти, а также связь прошедших 20 февраля столкновений в Киеве с Евромайданом-2014. Подробности - в материале Накануне.RU.
Госпереворот в 2014 году стал возможным благодаря развитию и усовершенствованию давно используемых на Украине технологий организации протестов. Такое мнение выразил экс-министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко, обвиняемый нынешними киевскими властями в исполнении приказа о праве "стрелять по митингующим" на Майдане. "Украина всегда представляла геополитический интерес. Он возник не в 2010, не в 2012-2013 годах, а гораздо раньше. После распада СССР проходило много массовых мероприятий и попыток привести к власти радикальные силы. Считаю, что "помаранчевая" революция 2004 года и события последнего переворота связаны между собой", - сказал экс-глава украинского МВД.
Он отметил, что перед Евромайданом по всей территории Украины проходили массовые мероприятия, для которых избирались разные поводы - языковый, этнический, межконфессиональный вопросы. По его словам, по ним каждый раз изучалось общественное мнение, и исходя из этих данных "технологии" развивались.
Одной из движущих сил переворота Захарченко назвал олигархические кланы и тесно с ними сотрудничающих экстремистов, лидеров преступных группировок, охранных формирований. "Определенную роль сыграли и простые люди - активисты, входящие в состав различных оппозиционных партий. Необходимо иметь в виду и роль иностранных спецслужб", - добавил он.
При этом Захарченко заверил, что власть под руководством Януковича делала все, чтобы не допустить открытых столкновений. Тем более ни тогдашний президент Украины, ни он сам не давал команд на применение огнестрельного оружия против собравшихся на Майдане, заявил экс-министр внутренних дел Украины. По его словам, применение вооружения против митингующих то руководство считало неправильным и нецелесообразным. "Площадь независимости", по нашим оценкам, вмещает до 100 тыс. человек. Как среди них выбрать радикала или экстремиста? Мы что, должны были всех застрелить?" - аргументировал Захарченко. Оценил он и нынешнюю ситуацию во власти в Киеве. "Сегодня радикалы, при помощи которых был совершен Майдан,- фашисты. От них надо очищать Украину, а сегодня они стоят на службе у государства. Сегодня их вооружили, дали им зарплату, связь с политиками", - сказал экс-чиновник.
С тем, что перелом украинской государственности случился давно, согласился и украинский эксперт, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. "Когда Россия начала "вставать с колен", усилилась идея экономической интеграции. Предложение включения Украины в Таможенный союз встретила жесткое сопротивление на Западе. Украина для американцев как барьер для сдерживания РФ приобретала большое значение в связи с точкой разворота ее в сторону более плотной связи с Россией. С этого момента началась активная работа… Это предыстория обреченности на тяжелейший кризис", - сказал он. Вместе с тем российская сторона никогда активно не работала с общественным мнением украинцев, выразил мнение эксперт. "Формирование любви к России сводилось к тому, что договаривались лидеры, бизнес-группы, и это считалось вполне достаточным, чтобы удерживать влияние", - отметил Погребинский.
С его доводами о том, что причиной госпереворота стало то, что "американцы слишком много работали на Украине, а русские - слишком мало", поспорил политолог Ростислав Ищенко. "А государственность была на Украине или она отсутствовала? Страна ставила какие-то собственные задачи или ждала, что кто-то будет с ней работать извне?… Складывается впечатление, что на Украине воздух неправильный. Там немереное количество умных людей, за последние четыре-пять веков добрая половина выходцев с Украины составляла российскую правящую элиту. Как только эти люди собираются вместе на Украине и начинают управлять своим государством, их посещает политический кретинизм", - прокомментировал эксперт. Он также подчеркнул, что одной из возможных причин переворота стала попытка президента Януковича "усидеть на двух стульях" и нерешительность в выборе геополитического вектора развития Украины. "Проблема украинской власти заключалась не только во внутренних предателях. Но именно эта власть формировала политическую элиту, находясь на качелях. Несмотря на то, что ей регулярно твердили о недопустимости многовекторного развития, они все время пытались сохранить путь на восток и путь на запад, стричь шерсть и там, и там, и в результате сами себя парализовали", - считает Ищенко.
Обсудили эксперты и прошедшие на днях акции протеста на площади Незалежности в Киеве, инициированные представителями "Радикального правого сектора". Их "чахлые" намеки на необходимость новой смены власти политологи считают несерьезными и "потешными". "Это эпизод внутриолигархических разборок, который не будет иметь серьезных последствий. Сужу по тому, как это рукотворно проделано, не без участия первых лиц. Что такое отель "Козацкий", где арендовали помещения праворадикалы? Как они могут арендовать отель, который принадлежит министерству обороны, без команды сверху?" - прокомментировал украинский эксперт Погребинский.
"Понятно, что без доброй воли Порошенко не появился бы Кармазин среди лидеров "псевдомайдана". Он и его приспешники не разошлись бы так быстро и мирно. Даже выдвигаемые им требования ложатся в струю интересов Порошенко. Две магистральных линии - отправить правительство в отставку и начать войну в Донбассе заново - это то, что нужно Порошенко для мотивирования его внутренней политики и взаимоотношения с внешнеполитическими партнерами", - продолжил Ищенко. Он также подчеркнул, что вопрос - "фейковый или потешный был прошедший псевдомайданчик" - не определяющий. "Важно, что два года назад на улицу выпустили маргиналов и их вооружили. Госвласть находится примерно в том же положении, в котором находился Янукович. Они готовы применить силу для своей защиты, но они не уверены, что эта вооруженная сила не начнет стрелять в них же. Ситуация в стране находится в состоянии катастрофы уже больше года. И даже украинская власть публично говорит о том, что Украина существует только за счет внешнего финансирования. В такой ситуации банда вооруженных радикалов будет кормиться с территории. Они никогда не сдадут оружие. Так или иначе они все равно придут к столкновению, пойдут грабить сегодняшнюю власть", - считает Ищенко.
На майдане несколько дней назад влияния олигархов не было, и страна имела дело с банальной фальсификацией протеста. Такое мнение выразил директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. По его словам, на прошедших "столкновениях" применялась политическая технология, "суть которой сводится к тому, чтобы занять место потенциального протеста маргинальными группировками и демонизировать его".
На Украине сегодня есть все условия для масштабного социального протеста: 70% украинцев недовольны властью, в стране парламентский и правительственный кризис. "Решая эту задачу, администрация президента применила достаточно банальный инструмент - вывела на улицу контролируемых маргиналов и не допустила присоединения к ним более широких масс населения", - считает украинский эксперт. До сих пор, по его мнению, тема Евромайдана является инструментом борьбы за власть. "Политического осмысления событий 2014 года не произошло, но заметны следы начала социального переосмысления "майдана". По данным опросов на ноябрь 2015 года 42% украинцев поддерживают "майдан", 39% - не поддерживают. При этом 11% переосмыслили свое отношение к событиям 2014 года", - уточнил Бортник.
Эксперт подчеркнул, что при всех ошибках предыдущей власти на Украине у нее все же были попытки сформировать свой путь и обеспечить суверенность государства. "Сегодня страна десуверинизирована, экономически разграблена. Сейчас готовится финальный аккорд этого разграбления в виде масштабной приватизации, перераспределения влияния на госпредприятия. До финального разделения собственности на Украине политических изменений ждать не приходится", - заключил эксперт.