Накануне в Польше обвинили своего бывшего президента и главу несистемной оппозиции во времена Перестройки Леха Валенсу в сотрудничестве со спецслужбами Польской народной республики, которое шло якобы в самый разгар его протестной деятельности.
Документы, подтверждающие это, обнародовал Институт национальной памяти Польши, среди них было и личное дело агента, работавшего под псевдонимом "Болек", в том числе написанное от руки обязательство о сотрудничестве, подписанное "Лех Валенса "Болек". Пока опубликованные документы готовятся к тщательной проверке, в том числе экспертами-графологами, в Польше начался скандал. Сам бывший президент Польши в своем блоге уже признал "периодическое, но очень короткое" сотрудничество со Службой безопасности коммунистической Польши, однако документы назвал сфабрикованными и призвал проверить их в США.
По словам польского политолога, лидера партии "Смена" Матеуша Пискорского, "слить" Валенсу мог бывший сотрудник его администрации, а ныне глава правящей партии в польском сейме Ярослав Качиньский.
"Дискуссия вокруг прошлого и биографии Леха Валенсы привлекает внимание тех, кто так или иначе являлись активистами антисистемной оппозиции в 70-80-хх прошлого века. Это их внутренний конфликт, а также личный конфликт Ярослава Качиньского, возглавляющего сейчас правящую партию "Право и Справедливость" и Леха Валенсы. Я напомню просто, что конфликт их длится с начала 90-х, когда Качиньский, который работал тогда в администрации Валенсы, был уволен. Я думаю, что все то, что сейчас обсуждается в польских и зарубежных СМИ, не более, чем их выяснение отношений", - прокомментировал Накануне.RU Матеуш Пискорский.
Впрочем, по его словам, контакты Валенсы со спецслужбами, несомненно, были, причем не только с польскими, но и с западными.
"Ну а контакты со спецслужбами, конечно, были. Сложно представить, чтобы их не было. Учитывая значительную роль лидера оппозиции, которую тогда играл Лех Валенса, неизбежно должен был вступать в контакт с ними. Подчеркиваю, что это касалось любого значительного деятеля несистемной оппозиции. Другое дело, насколько он пытался вредить своим соратникам и коллегам. Насколько мне известно, пока нет никаких доказательств, что Лех Валенса занимался стукачеством или чтобы его можно было определить в качестве предателя своих товарищей из рядов несистемной оппозиции. Я уверен, такого и не будет, ведь он был лидером оппозиции, и у него была совсем другая роль. Я уверен, что окружение Валенсы и он сам общались не только собственными спецслужбами, но и со западными спецслужбами, со своими спонсорами тоже", - закончил он.