Банки, принимая решение о выдаче заемщику кредита, будут изучать его поведение в социальных сетях, в частности, это касается подписок на группы и фотографий пользователя. Соответствующий сервис Social Attributes запустило Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) совместно с IT-компанией Double Data, , пишет газета "Известия".
Первый опыт использования системы, по информации издания, показал, что подписка заемщика на группы о сетевом маркетинге, быстрых кредитах или антиколлекторах увеличивает риск невыплаты кредита в 2-4 раза. При этом позитивные действия пользователя, например, публикация фотографий о путешествиях, наоборот, снижают риски для кредитора.
Гендиректор IT-компании Максим Гинжук отметил, что рынок нуждается в дополнительной информации о заемщиках. "Разработанная нами технология, базирующаяся на информации из общедоступных источников, позволяет удовлетворить эту потребность", - подчеркнул он.
Банки и микрофинансовые организации (МФО) уже начали использовать данный сервис. "Мы провели тесты, с помощью которых удалось получить положительный экономический эффект от применения этой системы. Уже используем эту технологию, она повышает эффективность процесса принятия кредитных решений и дает дополнительные рычаги управления кредитными рисками", - рассказала директор по управлению рисками онлайн-сервиса микрокредитования MoneyMan Екатерина Казак.
Эксперты предрекают, что в будущем информация из соцсетей может стать ключевой в скоринговых моделях банков. По их мнению, негативная информация из социальных сетей при принятии решения банком может "перевесить" положительные характеристики заемщика, полученные на основе иных источников.
Например, даже если все остальные документы в порядке, фотографии попоек с участием заемщика могут привести к отказу в кредите. За рубежом информацию о заемщике, полученную из соцсетей, используют для оценки его кредитоспособности. Например, этим занимается одна из крупнейших американских кредитных рейтинговых компаний FICO.
Между тем, в январе в городах-миллионниках на 9% снизилась доля тех, кто взял новый кредит. Доля отложивших планируемые займы или отказавшихся от них достигла максимума с начала измерений в 2009 г. (20%), свидетельствуют данные ежемесячного онлайн-опроса "Комкон.Антикризис".