Следователи СКР и оперативники ФСБ задержали бывшего главу российского представительства компании Airport Management Company Limited (управляет аэропортом Домодедово) Светлану Тришину, бывшего управляющего директора ЗАО "Домодедово эрпорт авиэйшен секьюрити"(обеспечивает в нем авиационную безопасность) Андрея Данилова и экс-директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова, пишет "Коммерсант".
Следственный комитет просит арестовать Некрасова и Данилова, подозреваемого по делу о нарушениях безопасности, выявленных после теракта в январе 2011 года, сообщает ТАСС. Светлане Тришиной суд избрал меру пресечения в виде ареста в понедельник.
Задержанные подозреваются в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
По версии следствия, бывшие топ-менеджеры Домодедово не обеспечили стопроцентный досмотр посетителей аэропорта, что привело к тому, что в аэровокзальный комплекс 24 января 2011 года беспрепятственно проник террорист-смертник Магомед Евлоев, самоподрыв которого привел к гибели 37 человек и ранению еще 172 пассажиров.
Все трое задержанных ранее проходили подозреваемыми по громкому уголовному делу о неисполнении требований транспортной безопасности (ч. 3 ст. 263.1 УК РФ), возбужденному в связи с тем же терактом. Его расследование продолжалось 53 месяца, а затем было прекращено, так как в действиях фигуранта отсутствовал состав преступления. Никто из них вину не признает.
Из материалов прекращенного дела следовало, что вся досмотровая аппаратура была приобретена по распоряжению руководства Домодедово, так как своя у правоохранительных структур, работающих в аэропорту, просто не действовала из-за сильного износа или отсутствия комплектующих.
Обеспечить же стопроцентный досмотр пассажиров в аэровокзальный комплекс было невозможно даже самим силовикам, так как подобное усиление мер безопасности вводилось специальными приказами глав МВД и ФСБ в случае угроз терактов. В январе 2011 года таких угроз не было. Сами же руководители аэропорта и их подчиненные заставить пассажиров проходить через рамки не могли по той причине, что на этот счет не было никаких распоряжений или приказов из контролирующих их деятельность госструктур.
Одним из оснований для прекращений "старого" дела, по данным “Ъ”, послужило решение арбитражного суда Московской области, которое имеет определенное преюдиционное значение и для нового расследования. Тогда суд, рассмотрев иск структур, входящих в Домодедово, установил необоснованность требования Ространснадзора о незамедлительном принятии мер по обеспечению стопроцентного досмотра всех лиц на входах в здание аэровокзального комплекса аэропорта после теракта, совершенного в январе 2011 года. Суд установил, что действующее на момент теракта законодательство не требовало такого досмотра. С тех пор законодательство на этот счет не изменилось, тем не менее всех посетителей аэропортов пропускают через рамки металлодетекторов.
Отметим, что фигурантами данного дела выступают консультанты зарегистрированного на острове Мэн офшора Airport Management Company Limited Дмитрий Каменщик и Валерий Коган, являющиеся фактическими владельцами аэропорта. Как считает следствие, вместо того, чтобы тратить средства на безопасность пассажиров и самого аэропорта, они в целях извлечения прибыли минимизировали соответствующие затраты.