В Югре озаботились проблемой так называемых "снежных полигонов" – мест, куда привозят собранный с улиц снег. На законодательном уровне эти территории никак не регламентированы: поскольку снег не является отходом, использовать полигоны ТБО под его складирование нельзя. Между тем, после таяния снега остается уличный мусор и химикаты для обработки улиц, которые загрязняют почву и реки. Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) под руководством депутата думы Югры Натальи Западновой обсудили этот вопрос на совместном заседании, сообщили Накануне.RU в пресс-службе окружного парламента.
По словам заместителя руководителя службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО Светланы Король, на текущий момент отсутствуют нормативно-правовые акты и нормативно-техническая документация, определяющие само понятие "снежного полигона".
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в 2011 г. постановил, что снег, как природное явление, не зависящее от деятельности человека, не является отходом производства и потребления. Поэтому нет оснований вывозить снег действующие полигоны ТБО. Строительство отдельных полигонов также невозможно по той же причине.
По словам участников обсуждения, проблема в том, что вместе со снегом на полигоны попадают сопутствующие уборке улиц отходы, уличный мусор: полиэтилен, бумага, песок, стекло, ткань, нефтемасла и так далее. После таяния снега этот мусор должен быть своевременно вывезен муниципалитетами на действующие полигоны ТБО, но данное правило не всегда соблюдается. В результате весь объем образующихся на площадке талых вод поступает в виде неорганизованного стока в объекты окружающей среды. А также частично дренирует через песчаный грунт, попадая в реку Иртыш.
Сейчас прорабатывается вопрос о приобретении стационарной снегоплавильной установки на основе государственно-частного партнерства, идут поиски инвестора. Участники круглого стола отметили, что наиболее перспективным видится строительство таких пунктов на базе действующих канализационных очистных сооружений, когда таяние снега происходит за счет тепла канализации, средняя температура стоков которой даже зимой составляет +16 – 18 градусов. А за основу можно взять опыт Москвы, где уже более 10 лет функционируют снегоплавильные пункты.
По словам специалистов, проблема может быть устранена быстро при наличии финансирования, но вопросы экологии чаще всего решаются муниципалитетами по остаточному принципу.
"Югра – территория северная, снега у нас много. Но одновременно Югра – территория промышленная, а значит, много технического транспорта, при этом на трассах нет специально оборудованных стоянок со спецмойками для очистки машин от грязи. Потому, казалась бы, простая проблема утилизации снега превращается в актуальную для региона проблему. Мы будем держать этот вопрос на контроле. А службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Югры рекомендовано совместно с органами местного самоуправления рассмотреть вопрос внедрения технологии по утилизации снега с использованием снегоплавильного оборудования: стационарных пунктов и мобильных комплексов", –подчеркнула Наталья Западнова.