Пункты "антикризисного плана" Правительства на 2015 г., связанные с импортозамещением, не исполнены. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты, которые проверили отчет кабмина об итогах реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивости экономики. Счетная палата анализировала работу Правительства, и по ходу исполнения плана ни разу аудиторы не были удовлетворены результатами. Как уже сообщало Накануне.RU, депутаты Госдумы, которые в конце 2015 г. заслушали отчет вице-премьера Игоря Шувалова, тоже подчеркивали, что одобренное финансирование не соответствует полученным итогам.
Детальный анализ отчета кабмина показал, что выполнено 16 пунктов перечня или 26,7%, частично исполнены еще 30%, не исполнены – 14 или 23%. К двум последним категориям отнесены и меры в рамках программы импортозамещения: из 18 мероприятий выполнено два, 15 – исполнены частично.
Еще до принятия антикризисного плана Минэнерго широко разрекламировало программу импортозамещения в области топливо-энергетического комплекса. Как неоднократно заявляли в ведомстве, нефтяная отрасль сильнее других зависит от иностранного оборудования, что в условиях введения санкций грозит остановкой добычи. Тем не менее, по итогам проверки Счетной палаты выяснилось, что в Минэнерго отсутствует информация как об объемах расходов на цели импортозамещения, так и о достаточности собственных средств организаций ТЭК на их достижение.
"При этом Минэнерго России не осуществляет регулярный мониторинг реализации мер по импортозамещению в отраслях ТЭК, информация о ходе мероприятий от организаций отраслей ТЭК поступает по запросам в разовом порядке и не позволяет судить о достигнутых результатах", - указывает Счетная палата.
Более того, в отраслях ТЭКа разработан только один план по импортозамещению – в сфере обеспечения катализаторами предприятий нефтепереработки и нефтехимии. Плана отказа от импорта оборудования для бурения и нефтесервиса нет и в помине. Впрочем, в Минэнерго ситуация не так плачевна, как в Минтрансе, где не принято ни одного отраслевого плана. А программа импортозамещения Минкомсвязи осталась без финансирования, Минфин не дал денег на разработку отечественного ПО.
Активнее других импортозамещением занимались в Минпромторге, там принято 20 отраслевых планов, ориентированных на разработку и выпуск отечественной продукции. Ведомство отобрало 462 проекта, из которых с высокой степенью готовности – 359 (выход на этап серийного производства с 2016 г. по 2018 г.). По состоянию на 1 января 2016 г. 177 проектов в сфере промышленности получили государственную поддержку. Однако учитывая отсталость большинства отечественных предприятий и высокую зависимость от импорта (на 70-90 %), быстрого результата не будет, указывают аудиторы.
На втором месте после промышленности по числу импортозамещающих проектов стоит сельское хозяйство. Минсельзхоз отобрал 166 инвестпроектов для получения господдержки, в том числе три – в рамках проектного финансирования. Планируемый объем производства в 2015–2018 гг. по ним составляет более 520 тыс. т, но в этом случае есть шанс отказаться только от 6 % объема импорта. Однако для продовольственной безопасности в молочном и мясном скотоводстве этого недостаточно, заключают аудиторы: регионы наращивают потребление молока, производство мяса ежегодно сокращается из-за уменьшения поголовья (против чего кабмин не возражает). По состоянию на 1 января 2016 г. поголовье составило 19,2 млн голов, уменьшившись за год на 2%. В рамках импортозамещения Минсельхоз отобрал 53 инвестпроекта по мясному скотоводству и три в рамках реализации механизма проектного финансирования. С учетом производства по ранее начатым проектам, планируемый объем выпуска в 2015-2018 гг. составит более 34 тыс. т мяса крупного рогатого скота, это позволит заместить примерно 5% импорта (на говядину по итогам 2014 г. приходится 37% зарубежных поставок). Учитывая тренд, в общем объеме производства мяса и мясных продуктов доля говядины будет сокращаться.
Целиком не были доведены субсидии по программе развития осетровых хозяйств, распоряжение Правительства о распределении 359,2 млн руб. вышло только в октябре 2015 г., и заявки на 109,2 млн руб. чиновники рассмотреть не успели. Для региональных проектов, которые получили деньги, доля государственного софинансирования была снижена с 90% до 48%. Рыборазводные хозяйства не смогли инвестировать больше государства, и субсидии, в конченом счете, пошли на поддержку импорта:
"Большая часть субсидий была направлена не на модернизацию действующих и строительство новых мощностей, а на обеспечение текущей деятельности хозяйствующих субъектов, а именно - на возмещение затрат, связанных с приобретением рыбных кормов и рыбопосадочного материала, которые в основном в настоящее время ввозятся из-за рубежа".
Счетная палата порекомендовала Правительству определиться с приоритетами программы импортозамещения и не затягивать с принятием программ и их финансированием. Пока же "планы импортозамещения не содержат конкретных мер по их реализации и механизмов по формированию благоприятных условий для развития производства российской конкурентоспособной продукции в приоритетных отраслях", заявили в СП. Счетная палата также считает целесообразным повысить ответственность федеральных и региональных чиновников, отвечающих за реализацию программ импортозамещения.
Отметим, что и в 2016 г. кабмин принял аналогичный "антикризисный план". По мнению Правительства, программа в 2015 г. позволила предотвратить критическое ухудшение социально-экономической ситуации, сгладить эффект от временного резкого роста процентных ставок для наиболее уязвимых секторов российской экономики и поддержать проекты импортозамещения.