Годовые финансовые планы компаний и фондов, акционером которых является государство, должны утверждаться в Государственной думе. Такие поправки в закон о парламентском контроле предложили внести депутаты фракции КПРФ. По их мнению, от бюджетов госкомпаний и госкорпораций зависит наполнение федеральной казны, а, значит, контроль за межбюджетными отношениями, который обязаны осуществлять депутаты, невозможен без учета сведений об экономике ключевых предприятий, передает корреспондент Накануне.RU.
В профильные комитеты Госдумы финансовые планы должны направлять компании и фонды с долей госучастия в акционерном капитале от 30%. В проекте отмечено, что планы рассматривает комитет. Не позднее, чем через один рабочий день после их поступления в Госдуму, документы должны быть направлены в Совет Федерации. Один из авторов проекта, депутат Госдумы Сергей Обухов пояснил, что бюджет компаний предлагается утверждать в том же порядке, в котором депутаты рассматривают государственные программы.
"Механизм уже отработан, госпрограммы согласуются с профильными комитетами, точно также будут согласовываться финансовые планы. Сейчас госкомпании проходят мимо нас, мы даже не можем написать им запрос, потому что они неподконтрольны Госдуме. Хотя объем их бюджетов и инвестиционных программ гораздо выше, чем отдельных государственным программ. Депутаты будут давать свои рекомендации и они обязаны им следовать", - рассказал Накануне.RU парламентарий.
По данным Росимущества на начало 2015 г. государству принадлежал 100 %-ный пакет акций 589 акционерных обществ, контрольный пакет (50-100%) 55 компаний, и блокирующий (25-50%) – 42 компаний. Коммунисты предлагают депутатам предлагают изучать бюджеты порядка 800 компаний. К этой цифре следует добавить те общества, которые принадлежат министерствам (еще около 300 компаний, неучтенных Росимуществом).
Финансовые планы крупнейших из них – "Газпрома", "Роснефтегаза", АЛРОСы, Русгидро, Совкомфлота, АИЖК, ВТБ и других – это тысячи страниц расчетов, для понимания которых нужны знания в довольно узких областях. А ими обладают далеко не все депутаты. Поэтому изучение финансовых планов может превратиться в фарс - не подкрепленные знаниями популистские выступления с трибуны, в которых парламентарии будут требовать повышения социальной ответственности и роста инвестиций, предполагает аналитик по нефти и газу Виктор Стреков.
"Я уверен, что депутаты, инициировавшие проект, не читали бюджет ни одной государственной компании. Он отличается от годовых и бухгалтерских отчетов, которые есть в открытом доступе. Главное различие в том, что федеральный бюджет дилетант понять может, ориентируясь на понятие "много денег - мало денег" и известные всем проблемы в экономике, социальной сфере, промышленности в целом. А чтобы понять бюджет, скажем, "Башнефти", нужно понимать ценообразование всей цепочки работ компании: от разведки до добычи, знать стоимость материалов и работ подрядчиков, тенденции рынка нефти, исходя из которых приоритет отдают тем или иным месторождениям. Знать о запасах, о нужной скорости их пополнения… – это огромный пласт. Если финансовые планы будут анализировать эксперты – это исключительная польза и настоящий контроль, но не уверен, что депутатов можно к ним причислить. Кстати, в думе есть несколько бывших топ-менеджеров энергетических компаний, но не они инициировали проект. Они понимают, что выполнить требования по совести нереально".
Шаги для усиления контроля за государственными компаниями сделало Правительство, объявив очередную миграцию чиновников в советы директоров. С экономической точки зрения идея КПРФ верна и отвечает запросу на более эффективное расходование бюджетных средств в условиях дефицита денег.
"Но эту инициативу нужно глубже проработать. Необходимо создать систему экспертной оценки по направлениям, связанным с деятельностью государственных компаний. Это не только обсуждение депутатами, но, в первую очередь, экспертный анализ планов, кабмин должен более активно работать. Но в сегодняшнем виде проект носит больше популистский характер. Как политтехнологическое решение закон идеален – КПРФ заходит в те сегменты, где выгодно позиционировать партию. Эту инициативу можно будет использовать, как "рыбу" для любых выступлений и говорить, что вносили проект, но лоббисты из госкомпании, здесь вставлять название в зависимости от темы, уперлись рогом. Трагедия в том, что хорошая идея вносится из-за политической составляющей. Судя по содержанию, на самом деле никто не хочет засесть в кабинете и изучать финансовый план. Все хотят поднять на знамя голову руководителя "Газпрома", - отметил в беседе с Накануне.RU экономист и политолог Дмитрий Абзалов.