В уральском полпредстве состоялось заседание совета по информационной политике, посвященное оптимизации расходов на финансирование СМИ. Чиновники прислушались к мнению представителей медиа-сферы о том, что нельзя подходить к этой теме "арифметически" и прекращать финансирование муниципальной прессы. От журналистов досталось "федералам", которые походя тратят бюджеты, кратно превосходящие пресловутые "траты на пиар губернаторов", передает корреспондент Накануне.RU.
Открывая совещание, полпред президента в УрФО Игорь Холманских вспомнил экономическую ситуацию, в которой всем приходится экономить, и "власти нужно начинать с себя". Он отметил, что вопрос об оптимизации расходов губернаторов на информационное обеспечение впервые был озвучен на форуме действий ОНФ 5 декабря 2013 года, после чего оказался под постоянным контролем президента.
Холманских подчеркнул, что эта тема сохраняет актуальность, а некоторые губернаторы относятся к поручению "формально" и зачастую просто скрывают реальные расходы на СМИ, прикрывая их другими статьями. С другой стороны, что касается Уральского федерального округа, полпред констатировал "устойчивое снижение затрат". Так, если в 2014 году суммарные затраты шести субъектов составляли почти 980 млн руб., то в 2015 снизились до 925 млн руб., а в текущем году планируются на уровне 907 млн руб. Общее снижение составило чуть менее 7%.
Чиновник отметил, что сокращение затрат – болезненный процесс, который накладывается на существенное сокращение рынка рекламы, однако подчеркнул, что в существующих экономических реалиях адаптация необходима.
Евгений Куйвашев в своем докладе подчеркнул, что в 2014 году на информационное сопровождение было выделено в регионе 516 млн руб., в 2015 – 509 млн руб., в текущем – еще меньше. Что касается абсолютных цифр, то губернатор напомнил, что ежегодно на конкурсы на информационное сопровождение заявляется не менее 40 СМИ, а в контрактах указываются конкретные темы – освещение исполнения "майских указов", действий федеральной и региональной власти. Кроме того, все эти СМИ занимаются не пиаром чиновников, а несут воспитательную, просветительскую, патриотическую функцию. Обратил внимание глава региона также на высочайший уровень свердловской прессы, привел примеры, когда муниципальные издания стали лауреатами федеральных конкурсов, а главред "Областной газеты" Дмитрий Полянин был признан "лучшим редактором".
Руководитель телекомпании "Ермак" и РИА "Накануне.RU" Татьяна Николаева также отметила важность региональной прессы, приведя в пример РИА Накануне.RU, "первым включившееся в события Крымской весны", она напомнила, что эксперты, которых издание ввело в информ-пространство, вышли на федеральный уровень.
По ее словам, большая часть уральских СМИ за два года смогла снизить расходные статьи на 30-50% и подчеркнула, что госфинансирование не нужно формально обрезать, а стоит задуматься о конкретизации контрактов. Например, если область нуждается в привлечении инвестиций, можно мотивировать прессу на написание материалов по этой тематике, то же самое касается социальных тем или других. В качестве эффективного примера она привела ХМАО, где активно внедряется система грантовой поддержки журналистов, пишущих на значимые для округа темы.
Еще один тезис касался муниципальной и районной прессы, которые выполняют, фактически, социальную функцию, но не могут быть "финансово независимыми", по терминологии ОНФ, поскольку на местах нет такого рынка рекламы, который позволил бы им существовать без господдержки. В качестве варианта Татьяна Николаева предложила пересмотреть систему налогообложения для СМИ, поскольку треть финансирования уходит в налоги. И третье, о чем упомянула она, "если нет государственного финансирования, ему на замену, минуя все законные нормы, приходят иностранные деньги", поскольку "природа не терпит пустоты".
Губернатор Зауралья Алексей Кокорин привел цифры по своему региону – в 2015 году было потрачено 23,5 млн руб., в этом запланировано на 800 тыс. руб. меньше. Была выплачена задолженность по зарплате на 500 тыс. руб. в муниципальных изданиях. В целом, по его словам, расходы на СМИ составляют менее 0,1% от бюджета, регион находится на 74 месте среди всех субъектов по уровню трат на прессу, а расход на одного жителя области составляет 37 руб., что гораздо меньше, чем у соседей. Однако эта цифра не удовлетворила Игоря Холманских и он привел ему показатель соседней Челябинской области.
"Сколько вы сказали? 37 руб. на человека? Так вот в Челябинской области 15 руб. 73 коп. Услышали меня?" – грозно обратился полпред к губернатору.
Тюменский губернатор Владимир Якушев не стал останавливаться на цифрах бюджета, сказал лишь о том, что в последние годы был проведен серьезный пересмотр расходов и проведена оптимизация по разным направлениям – управленческий аппарат, принцип оплаты труда, снижение окладов и изменение гонорарной части.
Глава ХМАО Наталья Комарова подчеркнула, что с 2013 года расходы на СМИ сократились на 39,7%. Часть этого сокращения стала возможна благодаря решению публиковать решения и документы в интернете. В то же время, она призвала не увлекаться бесконечными сокращениями, спором о том, у кого дешевле обходится один житель.
Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин поведал, что в его регионе "вообще никогда не было программ по пиару власти", а общие расходы на СМИ в этом году составят 21 млн руб., что на 2 млн руб. меньше, чем в 2015 году. Из них лишь 13 млн руб. – собственно расходы на информационные контракты, остальные 8 млн руб. – финансирование газет "Тюменская правда" и "Тюменские известия", чьими соучредителями являются все три региона "матрешки".
Вице-губернатор Челябинской области Евгений Голицын рассказал, что информационный бюджет региона сократился с 65 до 55 млн руб. или на 16% и тоже рассказал, что на Южном Урале готовятся внедрять грантовую систему.
От "пишущей братии" слово взял и главный редактор РИА "Федерал пресс" Иван Еремин, который заявил, что нужно вырабатывать взвешенный подход к оптимизации трат на информационное сопровождение, а не "ориентироваться на отдельных общественников и депутатов Госдумы, которые зарабатывают себе политические дивиденды". Он сказал о том, что структура СМИ создавалась десятилетиями и непродуманная политика в ее отношении может обернуться крахом и годами восстановления.
Еремин подчеркнул, что в то время как регионы бьются за каждую копейку для районных газет, федеральные СМИ получают в год почти 78 млрд руб. господдержки. Он привел пример, когда МИА "Россия сегодня" получило 634 млн руб. (около 70% суммарных расходов на СМИ УрФО) на компенсацию валютных скачков. Также рассказал о том, что есть факты, когда и из региональных бюджетов большую часть денег получают федеральные СМИ и информационные агентства. Еремин предложил разделить статус региональных и федеральных СМИ и конкретизировать меры их поддержки. Далее он предложил провести аудит поддержки регионов, и избыточные средства для федеральных телеканалов перераспределить на региональную прессу.
Еще одной важной проблемой, которую обсудили участники совещания, стало присутствие (а, точнее, отсутствие) региональных телеканалов в третьем мультиплексе.
"Объективный процесс выживания сильнейших на рынке регионального ТВ уже прошел. Но прошедшие в прошлом году законодательные изменения и наступление эры двух мультиплексов цифрового ТВ, вкупе с оптимизацией региональных информационных бюджетов, просто объективно ставят в повестку дня вопрос выработки новых правил игры. Возможно, переформатирования небольших телекомпаний в продакшн-студии или простого сокращения числа региональных телекомпаний. Но в любом случае этот процесс нельзя оставлять без внимания власти", – заявила Татьяна Николаева.
Эту тему затрагивали, так или иначе, практически все выступающие, но более предметно – Наталья Комарова. Он сказала о том, что в ХМАО существует один из лучших по своему оснащению комплекс для цифрового вещания, который покрывает весь субъект. Подобная же ситуация в Свердловской области. Она предложила задуматься о некоем общерегиональном канале в мультиплексе и попросила полпреда помочь добиться возможности продлить лицензию на использование вещательных частот, в противном случае "все средства, вложенные в эту сферу на протяжении нескольких лет, будут выброшены".
Завершая, полпред отметил, что все предложенные механизмы будут рассмотрены, но не вся информационная деятельность должна быть пропорциональна контрактам.
"Я с трудом могу представить, чтобы журналистам было неинтересно торжественное открытие новой школы, детского сада, жилья или чтобы журналисты проигнорировали пресс-конференцию с участием губернатора. Нужно и самим органам власти работать над постоянным созданием информационных поводов. Могу сказать, что на Урале в этой сфере специалисты демонстрируют высокий профессионализм", – резюмировал Холманских.