Новости
Банкиры "выкуривают" туроператоров? В отрасли начались новые проблемы
Экономика | Свердловская область | Тюменская область | Уральский ФО | В России

Эксперты туристической отрасли недовольны политикой, проводимой коммерческими банками. По словам специалистов, сегодня банки попросту "кошмарят" отрасль и "выкуривают" турбизнес. Финансовые учреждения без предупреждения блокируют счета туроператоров под предлогом "сомнительности", деньги "зависают", а страдают в первую очередь туристы, которые не могут улететь в отпуск. Сами же туроператоры вынуждены платить крупные неустойки. Подробности - в материале Накануне.RU.

Острую проблему накануне подняли в Тюмени на традиционной межрегиональной банковской конференции, участие в которой приняли представители банковского сообщества УрФО и других регионов России, ЦБ, ФСФМ РФ, аппарата уральского полпреда и др. С докладом на конференции в защиту ‎турбизнеса и о его банковском обслуживании выступило Консульство Республики ‎Сейшельских островов.

Как рассказал Накануне.RU почетный консул Республики Сейшельские острова в Екатеринбурге Игорь Вожагов, сегодня в России ‎туротрасль, которая преимущественно представлена организациями "малого" и "среднего" бизнеса, переживает сверхсложный кризисный период, характеризующийся катастрофическим падением и волатильностью курса рубля, "закрытием" двух основных массовых направлений отдыха - ‎Египта и ‎Турции, банкротством авиакомпании "‎Трансаэро", отсутствием программы субсидирования ‎авиаперевозок на этот год и прочими факторами. 

"Деятельность туристических компаний напрямую связана с выполнением обязательств прежде всего перед туристами - перед вами, нами, нашими родными и близкими, а также перед деловыми партнерами в России и за рубежом. Перед ‎иностранными партнерами – это, в первую очередь, своевременное выполнение ‎платежных ‎валютных ‎обязательств по заключенным, с принимающей стороной, контрактам. Однако, многие успешные турагентства и операторы, действовавшие на рынке в Свердловской области, стали жертвами банков, которые, в свою очередь, ссылаясь на сомнительный, как показалось каким-то сотрудникам банка, характер операций, блокировали проведение любых расчетных операций по счетам компаний, ставя под сомнение их деловую репутацию и "клеймо" неблагонадежной и недобросовестной компании", - рассказал Вожагов.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Игорь Вожагов

В качестве примера он привел оператора "Креол тревел", который обслуживал свои финансовые расчеты с контрагентами в уральском филиале "Промсвязьбанка". "При обслуживании туроператора кредитная организация не только следовала нормам Вольфсбергских принципов, но и значительно их усовершенствовала путем неоднократных выездов, требованиями предоставления дополнительной документации и тому подобное, казалось бы и ладно, можно потерпеть, однако после очередного еженедельного собрания с представителями ЦБ, кредитная организация, без объяснения причин и предварительного, заблаговременного уведомления своих клиентов туркомпаний, решила прекратить сотрудничество и всем без исключения массово заблокировала проведение расчетных операций по счетам под разными надуманными предлогами. Тем самым спровоцировала ситуацию, в которой компании, расчеты по счетам которых были заблокированы, не смогли исполнить свои платежные и финансовые обязательства перед контрагентами и вынуждены были понести убытки", - пояснил почетный консул.

По его словам, в обоснование своих действий банк сослался на проведение клиентом каких-то "сомнительных" операций и выполнение императивных требований ЦБ, но не указал, какие конкретно операции рассматриваются как "сомнительные" и, соответственно, не пояснил, в чем их "сомнительность".

"Что такое "сомнительная операция", вот мы сомневаемся и все. Мы им документы везем, а они открытым текстом говорят, понимаете, мы не хотим туристические компании обслуживать", - отметил почетный консул.

промсвязьбанк филиал|Фото:Wologda.ru

"Промсвязьбанк" не захотел обслуживать счета туроператоров, посчитав их сомнительными

Аналогичная ситуация произошла у туроператора и с ‎Росбанком. Финансовое учреждение сделало запрос туроператору о предоставлении документов. После того, как оператор предоставил все документы, банк в одностороннем порядке прекратил обслуживание расчетных рублевых и валютных счетов, а также отключил дистанционное банковское обслуживание. В ответ туроператору сообщили, что платеж будет проведен только на основании закрытия счета. Финансовое учреждение "продержало" деньги более 20 дней, в результате порядка 50 туристов не попали к местам проведения отдыха. В настоящее время деньги до сих пор остаются "заморожены" на счетах Росбанка.

Как уточнил Игорь Вожагов, не захотели обслуживать счета туроператора и такие банки, как СКБ-банк, "Юниаструм", где счет "закрыли" еще даже до того, как с ним начала работать турфирма, а также ВТБ. 

"Банк ВТБ в Екатеринбурге попросил забрать деньги и закрыть счет, дескать мы банк с госучастием, с большим сожалением, просим вас закрыть счет и тому подобное. Я говорю, мы документы все дадим, а они в ответ: "Нет, нет, нет, дело не в вас совсем, мы вот тут сегодня все турфирмы просим закрыть счета". Банки сегодня делают все, чтобы компания закрыла счет по собственной инициативе, в результате этих действий несколько десятков туристов не попадают к местам проведения отдыха, поскольку деньги просто зависают на счетах, а система взаиморасчетов с клиентами и партнерами парализуется. При этом, все "заблокированные" средства клиентов находятся в полном распоряжении банков и они ими активно пользуются, "крутят" их на валютной бирже, размещают на "овернайт" и т.д. То есть, по сути, пользуются чужими денежными средствами и получают от этого доход, а организации, чьи счета "блокированы" банками, несут убытки", - сказал Игорь Вожагов.

Еще одним примером "банковского беспредела" стал инцидент с туристическим агентством "Ассорти", имевшим расчетный счет в уральском филиале банка "Авангард". Как рассказал почетный консул, "деятельность турагентства была фактически прекращена кредитной организацией: заблокировав расчетные операции с туристическим оператором, банк "Авангард" в лице руководителя уральского филиала, заявил, что его не интересуют претензии клиентов турагентства и характер платежей. Кроме этого представители банка не организовали выездной проверки в офис компании и, не рассмотрев представленных турагентством документов, выдвинули ультиматум: перевести деньги на собственный счет в другое кредитное учреждение разрешат только при условии оплаты налогов через их банк в размере 0,5% от годового оборота", - рассказ Вожегов.

Стоит отметить, что на все письма в финансовые учреждения, в том числе в ЦБ, туроператоры ответа не получают. 

"Готова ли сегодня хоть одна кредитная организация так же активно возмещать причиненные убытки как активно блокирует расчетные счета? На каком основании банки возложили на себя фискальные функции Федеральной налоговой службы по администрированию исчисления и оплаты налогов и сборов, при том, что у ИФНС нет претензий к налогоплательщику? Это правовой нонсенс", - считает Игорь Вожегов.

В настоящее время о ситуации уже уведомлены МИД, ЦБ и Финмониторинг.

Любопытно, что в рамках встречи ситуацию прокомментировал председатель комитета Госдумы по экономической политике, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. Он отметил, что "палку в данном вопросе банки, конечно, перегнули".

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Анатолий Аксаков

Наличие "банковской проблемы" на туристическом рынке Накануне.RU подтвердил и исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев

"Та проблема, которую поднял почетный консул, не является надуманной проблемой, - она есть и носит острый характер, мешает нормальной работе. Есть обращения, в том числе и неофициальные, мы знаем, что она присутствует. Насколько остро и кто как ее решает, сказать не могу. Однозначно, отношения необходимо выравнивать, но есть и другие острые моменты. Туротрасль с определенного момента подвергается абсолютно необоснованным нападкам: внешние высказывания, неуважительное отношение, действия, не нацеленные на ее развитие, сохранение и так далее. Яркий пример - последняя инициатива, чтобы на турсектор не распространялось понятие "юридический форс-мажор" и во всех случаях туроператоры и турагентства несли финансовую ответственность даже в случаях форс-мажора. Или, например, согласно закону о туроператорской деятельности, необходимо иметь так называемую финансовую гарантию. Страховые компании, как и банки, не дают финансовых гарантий, создают препятствия и операторская компания не может получить фингарантию, как следствие, законно вести работу. Это все на фоне общих экономических сложностей, которые переживает вся страна", - прокомментировал ситуацию Михаил Мальцев.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Михаил Мальцев

"Мы стараемся выработать какую-то консолидированную позицию по каждой из проблем, там, где это возможно. Выработав ее, мы пытаемся ее решать на разном уровне, в том числе, на федеральном, потому что проблема не региональная. Эту ситуацию не обязательно решать на законодательном уровне, достаточно изменить какие-то внутренние банковские установки, чтобы на туроператорские компании, занимающиеся выездным туризмом и ведущие расчеты с другими странами, - на них не смотрели банковские работники, как на потенциальных или как на фактических "мошенников", людей, проводящие сомнительные банковские операции. Если банковские работники будут иметь на этот счет инструкции, то они будут вести себя по-другому. Официальной команды "травить" и "душить" туротрасль нигде нет, но впечатление, что они действуют неофициально, есть", - подчеркнул Михаил Мальцев.

Ирина Гордеева