Этой весной длинные очереди к понтонной переправе для жителей Надыма ушли в прошлое. Распутица и большая вода теперь не превратят город, раскинувшийся по обе стороны одноименной реки, в отрезанный от цивилизации остров. В сентябре прошлого года берега Надыма соединил первый крупный мост Северного широтного хода. Переход, способный пропустить 3 тыс. машин в сутки, в районе ждали 43 года. Плоды трудов новой команды "Корпорации развития" уже появились: в Надымский район пришел крупный бизнес, передает корреспондент Накануне.RU.
"Прекрасны дороги, шикарны места, но нету Надыме доселе моста", "Живите богато и будьте все здравы, а так же терпенья вам у переправы" - на такое народное творчество вдохновляла жителей Надымского района Ямала и путешественников понтонная переправа, исходя из графика работы которой планировались любые поездки за пределы города. На период ледохода и подъема воды она и вовсе демонтировалась, парализуя транспортное сообщение с "большой землей".
Депутат районной думы Александр Парыгин отмечает, что раньше дорога с одного берега Надыма на другой занимала много времени.
"Зимой, когда открывалась ледовая дорога, проблем не было. Сложнее с понтонной переправой. Был один понтон, пропускали по одному автомобилю, приходилось уступать встречному транспорту. Если повезет, то стояли по 15-25 минут, если нет – можно было попасть в очередь. Мост – очень большой плюс для нас, ждали его очень долго. Сейчас время на дорогу сократилось в разы", – рассказал Накануне.RU Парыгин.
Он добавил, что строительство моста решает не все транспортные проблемы региона, часть участков дороги до Старого Надыма подтапливаются весной. И не всякий транспорт может по ним проехать.
"Мы не стоим на месте в решении этого вопроса, добавляет депутат Александр Шмаль:
"Буквально недавно Леонид Григорьевич (глава, -прим.) выступал на комиссии думы на эту тему. До поселка Пангоды дорога хорошая, заасфальтированная, дальше "бетонка" в три плиты. Стандартам она соответствует, но пустить по ней муниципальный транспорт в достаточном количестве требования безопасности не позволяют. Район держит вопросы на контроле, но, конечно, всегда хочется, чтобы дороги были хорошими и доступными".
В расписании ледостоев вынуждены были разбираться и местные предприниматели, для которых сложности возникали еще и зимой – ограничения по тоннажу существовали для ледовой дороги.
"Теперь предпринимателям нет необходимости готовиться к осенне-весенней распутице, формируя продовольственные запасы. Также появилась возможность обеспечивать жителей в бесперебойном режиме продовольствием с коротким сроком реализации: молочной продукцией, колбасными изделиями, овощами и фруктами", - рассказал Накануне.RU глава Надымского района Леонид Дяченко.
Он отметил, что во время действия ограничений по тоннажу, скоропортящийся товар по понтону приходилось переносить чуть ли не на руках или тратить деньги на перегрузку товара с большегрузов на "Газели".
"Увеличивались транспортные расходы, что в конечном итоге сказывалось и на окончательной цене товара. Некоторые предприниматели в период снятия понтона доставляли скоропортящийся товар вертолётом. Сейчас и самим жителям города не надо делать запасов продуктов в преддверии распутицы", - отметил районный глава.
Резкого падения цен на продовольствие после ввода моста не произошло, как и всюду, стоимость товаров зависит от отпускных цен, которые увеличиваются. Однако понизить их может усилившаяся конкуренция. После открытия моста в город зашел крупный ритейл: в Надыме открылся первый магазин сети "Монетка". С правобережного микрорайона Оби теперь добираются и соседи: в эти дни в городе проходит ярмарка тюменских товаропроизводителей. Местные власти замечают, что мероприятие может стать круглогодичным.
"Сегодня, с вводом моста, на малое и среднее предпринимательство Надымского района возлагается задача по созданию полноценной транспортной наземной инфраструктуры: придорожных отелей, объектов общественного питания, заправочных станций, ремонтно-сервисных центров. А это дополнительные рабочие места и налоговые отчисления", - говорит Сергей Дяченко.
Районные власти надеются, что Надым станет крупным логистическим центром на Ямале, ведь мост связал не только две части города, но и сделал круглогодичным сообщение с газовой столицей округа Новым Уренгоем.
Напомним, что на повестке – строительство железнодорожной составляющей моста – части большого проекта "Энергия Арктики", который даст уральским промышленникам выход на северный порт Сабетта. Реализовывать его предстоит команде "Корпорации развития" во главе с Сергеем Масловым. Как отмечают эксперты, именно с ней (в отличие от корпорации времен Олега Демченко или Александра Белецкого) чаяния жителей и деньги регионов-акцеионеров начали воплощаться в реально осязаемые инфраструктурные объекты.