Вчера, в День космонавтики, скандальный музей "Пермь-36" разместил на своем официальном сайте статью о позитивной роли "шарашек" – секретных научно-исследовательных институтов, в которых работали репрессированные. Автор заметки утверждает, что такие объединения полностью себя оправдали. За смелое высказывание пришлось отдуваться министру культуры Пермского края Игорю Гладневу, передает корреспондент Накануне.RU.
"Суть этих заведений была в том, что заключенные, отбывающие срок, объединялись для работы над какими-либо научными проектами. Среди заключенных трудилось большое количество выдающихся советских ученых, инженеров, конструкторов, которые в 1930-е годы пострадали от политических репрессий. Среди них такие легендарные личности, как Валентин Петрович Глушко и Сергей Павлович Королев. С точки зрения эффективности “шарашки” себя оправдали. Концентрация в одном месте талантливых людей, отсутствие ввиду их тюремного статуса возможности для конкуренции за позиции — все это дало блестящие результаты",— говорилось в публикации на сайте музея "Пермь-36", которая в настоящее время удалена с портала.
Поскольку статья появилась на сайте государственного учреждения - мемориального комплекса политических репрессий, за неосторожные высказывания пришлось объясниться министру культуры Пермского края Игорю Гладневу. Он считает недостаточно взвешенным тезис, приведенный на сайте музея.
"Существование такой научно-производственной единицы как "шарашка" является историческим фактом. При этом я не считаю, что предложенные условия для научных работников, инженеров и конструкторов явились эффективным способом работы, бесспорно доказавшим свою целесообразность. Безусловно, в историческом контексте подобная форма и существование закрытых научных лабораторий, конструкторских бюро и иных научно-производственных коллективов была избыточной, а по сути – способом и мерой изоляции и давления репрессивного аппарата. Говоря об итогах деятельности "шарашек", мы, в первую очередь, говорим о людях, которые, исполняя свой профессиональный долг, воистину служили интересам своей Родины, невзирая на несправедливое и жестокое к себе отношение. Тезис, опубликованный на сайте Мемориального комплекса политических репрессий, по моему мнению, не является достаточно взвешенным и требует исправления", - отметил Игорь Гладнев.
Активист пермского отделения движения "Суть времени" Павел Гурьянов не считает, что автор статьи пытался оправдать политические репрессии.
"Я не увидел там позитивного отношения к осуждению данных людей по политическим статьям. Более того, там сказано, что это люди пострадавшие, политически репрессированные. Там сказано, что в этой ситуации наука получила конкретный результат в плане освоения космоса и разработки высокотехнологичного вооружения, которое потом помогло выиграть Великую Отечественную войну. Никакого одобрения политических репрессий в этой статье не было, а те, кто так говорит, все выдумывают. В былые времена музей "Пермь-36" занимался восхвалением бандеровцев и карателей - тех людей, которые заключенные этих шарашек вместе со всей страной победили. Действительно, эта сторона вклада политически репрессированных в победу в войне над тем, кого они восхваляли, не нравится бывшему руководству "Перми-36" и тем, кто там работал. В данном случае сказано о победе над фашизмом и вкладе в том числе политически репрессированных в борьбу с фашизмом", - пояснил общественник корреспонденту Накануне.RU.
Напомним, что в 2013 г. музей политических репрессий в деревне Кучино, которым ранее руководила общественная организация АНО "Пермь-36", перешел под контроль краевых властей. За время правления НКО, ныне признанной иностранным агентом, музей успел оскандалиться очернением советской эпохи.