Поручение президента о двукратном увеличении объемов строительства дорог в России исполняется с опозданием. Вместе с тем, еще не все нормативные документы приняты по программе строительства скоростных дорог в России, рассказали участники стратегической сессии "Сеть автомагистралей и скоростных автомобильных дорог к 2030 г." форума "EXPO Build Russia", передает корреспондент Накануне.RU.
Сегодня на пленарном заседании перспективы появления скоростных магистралей обсудили помощник президента Игорь Левитин, полномочный представитель президента в УрФО Игорь Холманских, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и разработчики стратегии транспортного развития страны.
Не самые высокие темпы строительства дорог в стране тормозят развитие регионов как в плане привлечения инвестиций, так и роста промышленного потенциала, сказал Левитин.
Толчком для увеличения объемов частных средств и роста валового регионального продукта могут стать скоростные дороги, которые должны связать крупные города-миллионники и увеличить коммерческую скорость движения транспорта до 1 тыс. - 1 тыс. 100 км в сутки, рассказал помощник президента.
Но превратить существующую сеть дорог в скоростную нельзя, так как автострады проходят мимо населенных пунктов, что не соответствует требованиям безопасности. Поэтому скоростная сеть, которая должна будет появиться к 2030 г., – это новые дороги.
По словам Левитина, к 2020 г. Минтранс намерен построить первую такую магистраль – Москва-Санкт-Петербург. Она пройдет параллельно существующей.
"Уральский округ выходит на маршрут "Западная Европа – Китай", и развитие дорог в УрФО связано с решением задачи выхода на этот коридор", – сказал Левитин.
Когда скоростные дороги дойдут до Урала, неясно.
По словам уральского полпреда, скоростные дороги могут связать крупные города Уральского федерального округа с крупными городами соседних субъектов. Автострады должны соединить Екатеринбург, Челябинск, Ханты-Мансийск, Тюмень, Пермь, Омск и Казань. Пока только 5% федеральных трасс в УрФО являются скоростными. В целом плотность дорог в регионе составляет 39 км на 1 тыс кв. м территории, в то время как показатель по стране - 60.
"Улучшить цифры можно за счет строительства новых магистралей. Только в Свердловской области в 2016 г. будет построено 15 км новых дорог", - сказал губернатор Евгений Куйвашев.
Стратегическим проектом он назвал завершение объекта объездной дороги вокруг Екатеринбурга, первый участок которой уже запущен. Также областные власти намерены построить обход вокруг Белоярского и Богдановича.
Губернатор сделал акцент на улучшении транспортных связей между городами, участвующими в агломерации "Большой Екатеринбург". В 2018 г . будет пущен скоростной трамвай от проспекта Космонавтов до Верхней Пышмы.
"Это основная точка отсчета для формирования агломерации "Большой Екатеринбург" и установления связи между Екатеринбургом и городами-спутниками", - сказал глава региона.
На транспортной стратегии России кризис практически не отразился, заявил разработчик сети скоростных магистралей, проректор Всероссийской академии внешней торговли при Минэкономики Павел Кадочников. Тем не менее, бюджетное финансирование предусмотрено лишь на половину из 6,5 трлн руб., необходимых для строительства скоростных дорог. Остальные средства должны быть привлечены у частных инвесторов, но для этого необходимы более весомые гарантии федеральных властей.
По словам Кадочникова, следует принять отдельные правовые документы о стратегии развития скоростных дорог в Российской Федерации, которые помогли бы скоординировать планы госкомпаний и федеральных агентств (пока структуры порознь верстают свои стратегии) и дать четкие указания субъектам. Без таких документов привлечь инвестора довольно сложно.
Проезд по всей скоростной дороге скорее всего будет платным, в то время как по отдельным участкам можно будет проехать бесплатно, отметили участники пленарного заседания. К этому нужно приучать российских пользователей.
"Если скоростные дороги заработают, то водители переключатся на них и будут платить. Сейчас пользователи не готовы платить за отдельные участки. Они экономят средства и стоят в пробках на федеральных трассах", – отметил Кадочников.
Средства на скоростные дороги должны быть "окрашены", добавил Левитин, то есть распределяться не в рамках общей федеральной целевой программы, а по отдельным целевым статьям. Тогда у инвесторов будет уверенность в том, что эти расходы будут прозрачными, и государство исполнит свои обязательства.
В ближайшие 15 лет нужно построить 15-20 тыс. км скоростных дорог, сказал Кадочников о планах. В первую очередь стоит задача создать доступные маршруты для населения, в особенности – к местам отдыха, которые в России сосредоточены преимущественно на юге. Вторая задача – повышение экономической активности. К 2030 г. дороги свяжут 30 из 35 промышленных центров, в которых сосредоточено 85% ВРП.
"К этой сети должны добавиться подходы к портам и аэропортам", – добавил Кадочников.
Основные маршруты УрФО – это дороги Казань-Екатеринбург с выходом на Казахстан, Челябинск – Екатеринбург, Екатеринбург – Ханты-Мансийск с подходом на Пермь.
Также тема скоростных дорог связана с развитием новых беспилотных видов транспорта. Такие проекты уже есть у "КамАЗа", но применить их в России пока что негде. Участники сессии уверены, что это недалекое будущее, и появление беспилотных большегрузов и поездов связано с развитием скоростной и безопасной инфраструктуры.
Отметим, что сегодня в рамках строительного форума свои проекты скоростных дорог представят регионы УрФО - Челябинская, Тюменская, Свердловская области и ХМАО.