Генеральный директор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко, недавно избранный зампредседателем Союза машиностроителей России, рассказал о ситуации на рынке вагоностроения, итогах прошлого года и стратегии развития УВЗ. По словам Сиенко, в прошлом году вагоностроители "оказались в эпицентре "идеального шторма", а таких показателей работы, как в 2015 году, на "Уралвагонзаводе" "не видели с начала 90-х годов", передает корреспондент Накануне.RU.
Интервью гендиректор УВЗ дал изданию Bussiness Guide. Так, по словам топ-менеджера, 2015 год для российского вагоностроения, и "Уралвагонзавода" в частности, был очень сложным.
"Не будет преувеличением, если я скажу, что таких показателей работы мы не видели с начала 1990-х годов. Одновременно наложилось несколько негативных факторов: общее ухудшение экономической ситуации в России и, как следствие, падение объемов железнодорожных перевозок, плюс накопленный за последние десять лет профицит парка из-за несвоевременного списания старых вагонов. Для "Уралвагонзавода" и без того сложная рыночная ситуация усугубилась введенными международными санкциями. В итоге мы оказались в эпицентре "идеального шторма"", - сказал Сиенко.
Он рассказал, что крупнейшие российские железнодорожные операторы ПГК и ФГК прекратили закупки новых вагонов, несмотря на действующие долгосрочные контракты с "Уралвагонзаводом". Поставки вагонов в адрес дочерней компании "УВЗ-Логистик" также стали невозможными из-за запретительных по своей дороговизне банковских кредитов.
По словам Сиенко, в настоящее время практически единственным покупателем на российском внутреннем рынке осталась угольная компания СУЭК, для которой УВЗ в сжатые сроки спроектировала инновационный люковый полувагон с увеличенной грузоподъемностью и объемом кузова.
Кроме того, в незначительных объемах платежеспособный спрос также сохранился в сегментах специализированных цистерн.
"Основные наши усилия были направлены на внешние рынки. Девальвация рубля создала уникальную ситуацию, когда российская машиностроительная продукция стала конкурентоспособной даже по сравнению с китайскими аналогами. Ключевым партнером корпорации УВЗ в 2015 году на внешнем рынке стали Азербайджанские железные дороги, в адрес которых отгружались полувагоны, цистерны для нефтепродуктов и цементовозы. Поставки вагонов осуществлялись также в страны Таможенного союза — Казахстан и Белоруссию. В целом по итогам 2015 года каждый второй изготовленный на "Уралвагонзаводе" грузовой вагонов был отгружен на экспорт", - рассказал Сиенко.
Гендиректор "Уралвагонзавода" отметил, что корпорации удалось сохранить высокую интенсивность НИОКР. Так, по техзаданию Иранских железных дорог была спроектирована линейка из девяти моделей полувагонов, цистерн и платформ. Поставки этих вагонов на предприятии рассчитывают начать уже в ближайшее время.
Для российских потребителей на рынок была выведена новая модель инновационного хоппера-зерновоза.
Главным результатом прошлого года Олег Сиенко назвал сохранение производственного, научного и кадрового потенциала корпорации, что, по его словам, позволило нарастить объемы выпуска грузовых вагонов в этом году. Производственная программа этого года предусматривает выпуск свыше 14 тыс. грузовых вагонов всех видов.
"Системные противоречия в железнодорожном секторе накапливались с 1990-х годов, когда развитие вагоностроительной отрасли происходило вопреки созданной системе бесконтрольного продления сроков службы старых вагонов. Масштаб накопленных за эти годы проблем стал таким, что их решение уже было невозможно без вмешательства высшего руководства страны. В рамках рабочего визита на наш завод в Нижнем Тагиле в ноябре 2015 года на совещании с президентом России были приняты необходимые для российских вагоностроителей решения об ограничении курсирования старых вагонов, что позволило поставить точку в вопросе о необходимости "омоложения" эксплуатируемого парка. Это будет способствовать восстановлению баланса спроса и предложения на рынке транспортных услуг, улучшению эксплуатационных и экономических показателей работы железнодорожных операторов. В конечном счете это создаст рыночные предпосылки для инвестиций в покупку новых вагонов", - подчеркнул Олег Сиенко, напомнив о Программе поддержки предприятий железнодорожного машиностроения, в соответствии с которой Минпромторгом было разработано постановление Правительства РФ о предоставлении российским железнодорожным операторам субсидии из федерального бюджета в размере 300 тыс. руб. при покупке инновационных вагонов.
"Данная мера поддержки, по нашему мнению, значительно повысит экономическую привлекательность инвестиций в новые вагоны и будет способствовать росту спроса на подвижной состав в России. Это, безусловно, позволит задышать всем производителям грузового подвижного состава, что вселяет в меня оптимизм", - уточнил топ-менеджер.
Что касается ближайших планов, то, по словам Сиенко, помимо увеличения объемов поставок на внутренний рынок, УВЗ рассчитывает продолжить сотрудничество с зарубежными потребителями вагонов. Помимо Азербайджана и Ирана большие перспективы для грузовых вагонов и комплектующих в корпорации видят в странах Африки и Юго-Восточной Азии.
"Очевидно, что времена производственных рекордов, когда "Уралвагонзавод" выпускал по 28 тыс. грузовых вагонов в год, безвозвратно прошли. На смену количественному росту приходит период качественного развития и формирования широкой линейки специализированных вагонов с учетом потребностей отдельных клиентов. Наш опыт работы в 2015 году подтверждает, что мы научились слушать и слышать потенциальных потребителей и создавать для них подвижной состав, оптимально подходящий для отдельных грузов и маршрутов. Накопленный научно-технический задел корпорации УВЗ позволяет нам предлагать потребителям возможность самим скомбинировать необходимый им вагон, выбрав из нескольких вариантов тележек, кузовов, тормозной системы, подшипников и т. д.", - подытожил Сиенко.