Новости
Рогозин устроил "разбор полетов" предприятиям, сорвавшим ГОЗ-2015
Армия и ВПК | Центральный ФО | Дальневосточный ФО | В России

Дмитрий Рогозин провел совещание расширенной коллегии Военно-промышленной комиссии, на котором не столько подвел итоги исполнения прошлогоднего Гособоронзаказа, сколько устроил "разбор полетов" заводам, которые обеспечили 4% "недостачи". В числе "героев дня" оказались поставщик космических ракет и судостроительный завод, передает корреспондент Накануне.RU.

"В 2015 году, как известно, цифры, на которые мы вышли, рекордные по сравнению с прошлыми годами. Однако по ряду предприятий по-прежнему наблюдается недостаточная организация работы, которая привела к срыву сроков исполнения ГОЗ", – начал вчерашнее совещание вице-премьер.

Он отметил, что 96% исполнения ГОЗ – это хорошо, но совещание было посвящено именно оставшимся 4%.

расширенная коллегия ВПК, гособоронзаказ, Дмитрий Рогозин|Фото: oborona.gov.ruК

Как сообщает "Российская газета", серьезные проблемы с выполнением ГОЗ были связаны с наиболее сложными отраслями – судостроительной и ракетно-космической.

Так, ГКНПЦ им. Хруничева не поставил в 2015 году ни одну из трех запланированных ракет-носителей "Рокот", а также задержал поставку двух разгонных блоков "Бриз-М". Руководитель Центра Борис Калиновский отрапортовал о том, что предприятие столкнулось с серьезным кризисом, но были согласованы "догоночные графики", которые выполняются. В частности, речь идет о том, что первая из трех ракет-носителей, уже передана заказчику, вторая – отгружена в Омске, доставлена в Москву и будет передана в мае, третья ракета будет сдана в июле. Срыв поставки двух разгонных блоков "Бриз-М" вызван еще и тем, что денежные средства на их изготовление пришли с опозданием. Однако блоки уже поставлены заказчику - 18 февраля и 9 марта.

Вторым предприятием, которое оказалось в центре внимания, стал Амурский судостроительный завод, входящий в Объединенную судостроительную корпорацию. У этого предприятия тоже были серьезные планы на прошлый год, но ни одному из них не суждено было сбыться. Тут речь шла о срыве сроков сдачи ВМФ РФ корвета проекта 20380 "Совершенный" и проблемах с ремонтом дизель-электрической подлодки проекта 877 "Комсомольск-на-Амуре". Кроме того, предприятие должно было сдать водолазный катер, а также понтонный причал.

расширенная коллегия ВПК, гособоронзаказ, Дмитрий Рогозин|Фото: oborona.gov.ru

Представители ОСК говорили о нехватке оборотных средств и кадровой проблеме – завод семь месяцев работает без утвержденного директора, за год сменилось три команды управленцев.

Отметим, что и по итогам 2014 года у ОСК были серьезные проблемы с ГОЗ – тогда были сорваны сроки поставки первых фрегатов проекта 11356 ("Адмирал Григорович" и "Адмирал Эссен"), фрегата проекта 22350 "Адмирал Горшков", десантного корабля проекта 11711 "Иван Грен" и морского тральщика проекта 12700 "Александр Обухов".

"Причин предполагаемых несколько. Первая: экономический кризис и девальвация рубля. Как ни крути, он обвалился вдвое, планы строились по цене 32-33 руб. за доллар, а сейчас – 68. Это не могло не сказаться, потому что в любом проекте в России есть импортные комплектующие в каком-то объеме. Во-вторых, военные закупки последнего периода резко увеличились, по сравнению с предыдущими десятилетиями, когда отрасли хирели, выживали на грани существования, уходили кадры. И третье, в этот период очень сократилось количество смежников, поставщиков. Я думаю, что речь идет примерно о трети от того количества, которые необходимы, чтобы скомплектовать финальную продукцию. То есть сегодня хронически не хватает многих производителей, на которых делали ставку финальные сборщики, головные производители, и они либо вынуждены искать то, что в стране не производится, либо ищут тех, кто начнет производить. Требуется время и финансирование, цикл производства длинный", – прокомментировал ситуацию Накануне.RU профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.

расширенная коллегия ВПК, гособоронзаказ|Фото: oborona.gov.ru

Есть и те проблемы, о которых упоминал представитель Центра Хруничева – неравномерное финансирование. Когда речь идет о сложной продукции с длинным циклом производства, равномерное и своевременное финансирование необходимо как кровь организму. В противном случае, закономерно происходит смещение сроков производства.

Как уточняет "Коммерсант", в закрытой части совещания была затронута также проблема ОАК – в течение года были сорваны поставки двух МиГ-29 и двух Су-35, а также не была в срок выполнена модернизация 10 самолетов.

"Думаю, это болезни роста. После советского периода, авиационная отрасль себя чувствовала относительно неплохо, поскольку были импортные заказы и она пережила постсоветское безвременье. Массовые заказы в последнее время, плюс значительное количество иностранных заказов – все это привело к тому, что мощности загружены сверх возможного. Они сократились после распада СССР, а сейчас просто не успевают, думаю, дело в этом. Ну это, в общем, неплохо, есть возможности для роста", – считает эксперт.

Есть, безусловно, и еще одна серьезная проблема – следствие технологического разрыва с Украиной в последние два года. В целом, гособоронзаказ продолжает выполняться, предприятия работают, но предприятия, все же, столкнулись с рядом серьезных проблем. По мнению эксперта, на то, чтобы полностью преодолеть последствия разрыва, когда будет либо налажено производство тех агрегатов, которые производились на Украине, либо разработать и запустить в производство более современные, нужно около трех лет.

Сергей Табаринцев-Романов