В столичном департаменте транспорта очередные "заявки на реформы": чиновники предлагают демонтировать контактную сеть троллейбусов в центре Москвы и заменить их на электробусы. Власти "жалуются" на изношенность контактных сетей, "устаревший парк", который "не по средствам" модернизировать и визуальное загрязнение города. Накануне, 7 апреля, состоялся круглый стол с участием депутатов Мосгордумы и общественных движений, на котором обсудили, насколько правомочны "обвинения", выдвинутые против городских троллейбусов, и что необходимо для развития транспортной сети в Москве. Подробности - в материале Накануне.RU.
Стоит отметить, что чиновники отказались принять участие в данном мероприятии. Хотя, по словам депутата МГД от КПРФ Андрея Клычкова, глава департамента Максим Ликсутов был приглашен на круглый стол и обещал, "даже если сам не сможет, прислать руководителя Мосгортранса. Такой жест со стороны властей, как отметил Клычков, показывает, что власть не готова к диалогу, однако "сформулировать свою позицию и максимально донести ее до москвичей и власти" участники встречи все же попытались.
Депутаты Мосгордумы выступили с рядом предложений, которые по итогам мероприятия объединили в резолюцию для передачи исполнительной власти.
Так, по мнению Клычкова, решения о масштабных изменениях по общественному транспорту проводить необходимо на основе заключения независимых экспертов и с учетом мнения жителей и пассажиров тех районов, которых коснутся изменения. Парламентарий подчеркнул, что в пользу данного предложения действует тот же "Активный гражданин", который по своей сути должен служить открытой площадкой для народного обсуждения подобных инициатив.
Кроме того, депутаты призвали пересмотреть проекты реконструкции по программе "Моя улица" улиц Тверская, Новый Арбат, Воздвиженка, Малая Дмитровка, Охотный ряд, Моховая, Сретенка, Волхонка, Бульварного кольца и Кремлевской набережной, а также выступили за сохранение контактной сети троллейбуса для данных улиц.
Инициативная группа выступает и против стратегии сокращения троллейбусного движения и замены троллейбусов автобусами. К слову, городские власти считают троллейбусы транспортом, не соответствующим интересам развития города и предлагают поменять их на "электробусы". "Заявление о том, что троллейбусы будут заменены на электробусы, чтобы экологическую составляющую сохранить, ничем не подкреплены. Они не прошли испытания, неизвестно, когда их будут закупать. Мы оглядываемся на зарубежный опыт, но не учитываем, что зимние испытания в России электробусы не проходят. Мы не должны тратить деньги на закупку непонятной техники, а обязаны сохранить и развить то, что у нас есть", - прокомментировал инициативу дептранса Клычков. В распоряжении у депутатов Мосгордумы оказалось письмо известного урбаниста, профессор Пенсильванского университета Вукана Вучика, который подчеркнул, что "переход к дизелю, очевидно, является шагом назад". По мнению профессора, "троллейбус имеет множество преимуществ по сравнению с дизельным автобусом: быстрый разгон и торможение, отсутствие выхлопов, более сильный образ, меньшая стоимость эксплуатации и более длинный срок эксплуатации".
В конце марта глава профильного департамента объяснял решение о ликвидации троллейбусных линий в центре столицы так: "посетовал" на "крайне изношенную троллейбусную контактную сеть, которая дает почти 30% потери электроэнергии". "Миллиарды, которые надо проинвестировать в обновление контактной сети, в строительство новых питающих подстанций, — это, конечно же, окажет влияние на стоимость проезда", - заявил он ранее. Однако, по всей видимости,"инвестиции" в "электробусы" у города найдутся.
На круглом столе также звучало предложение объявить конкурс на закупку новых троллейбусов до 500 штук. При этом около 150 из них должны быть большей вместимости для обслуживания наиболее загруженных маршрутов, уточнил Клычков.
Забывать не стоит и про начатую в 2012 г. и незаконченную программу программу реконструкции контактной сети. Сотрудники Мосгортранса ранее направили в адрес департамента транспорта "Открытое письмо", в котором подробно объяснили необоснованность доводов чиновников. "До этого активно шла реконструкция данной сети, в которую было вложено немало средств. Остаток - до 50 миллиардов рублей - можно направить на замену пересечений и прочих незаконченных работ", - отметил Клычков.
На встрече присутствовал и Иван Котвицкий, генеральный директор ЗАО "ТролЗа" - крупнейшего производителя троллейбусов в России. Он подчеркнул, что "троллейбус является сегодня нелюбимой падчерицей", и Москва уже в открытую отказывается от закупок данного вида транспорта. "Последняя поставка Москве была в 2012 - 2013 году - 263 машины. За весь прошлый год мы выпустили всего 62 машины. Средний возраст автобуса в Москве - 4,5 года, троллейбуса – около 10 лет", - привел данные он.
Электробусы, которые активно лоббируют чиновники, в России не сертифицированы и стоят втрое дороже, чем современные российские троллейбусы, имеющие до 60 километров автономного хода, отметил Котвицкий.
"Вопрос более серьезный, чем о нем думают. Троллейбус во многом - визитная карточка Москвы. Помимо исторической составляющей, его сохранение имеет и практическое значение. Это гораздо более экологичный, дешевый в эксплуатации транспорт. Троллейбус может выполнять все поставленные задачи. Ни в коей мере он не уступает тем же автобусам. Мировая практика показывает, что для определенных рейтингов мегаполисам важно наличие качественных контактных сетей", - прокомментировал Клычков. Однако московские власти, по мнению участников встречи, не желают слышать мнение москвичей и принимают решения в одностороннем порядке.