Минтруд не забыл о "налоге на тунеядство", который полгода назад предложил ввести Роструд. Иных механизмов борьбы с теневым рынком занятости, кроме социального платежа на трудоспособных неработающих жителей, чиновники найти, по-видимому, не смогли или не пытались вовсе. Можно ли вводить такой социальный платеж в период кризиса, сопровождающегося сокращениями на предприятиях и задержками зарплат? Очевидный для большинства здравомыслящих людей ответ может отличаться от мнения чиновников Правительства. Ведь еще недавно там придумали сокращать зарплаты и пенсии ради спасения экономики. Политики и экономисты считают идею, которую Минтруд вынашивает уже больше года, абсурдной, но не исключают, что ее, как и повышение пенсионного возраста, рано или поздно превратят в законопроект, передает корреспондент Накануне.RU.
Тунеядцы платят налог в Белоруссии, могут платить и в России. На опыт соседей сослался заместитель министра труда Андрей Пудов. Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Руслан Абрамов отмечает, что брать за основу опыт Белоруссии рано: власти республики еще не проанализировали эффективность нового налога.
"С точки зрения государства такой налог – неэффективный инструмент. Категорию неработающих можно разделить на две чести: те, кто не может найти работу, и теневики. Последних большинство, и налог рассчитан на них. В Белоруссии налог составляет 10-12 тыс. в год в пересчете на российские рубли, в России, возможно, сумма будет больше. Но даже эти деньги не остановят того неработающего теневика, которому проще заплатить, чтобы весь год официально не работать. Кроме того, такие заявления очень раздражают население", - рассказал Накануне.RU Абрамов.
По словам Абрамова, российские власти хотят сделать наказание за тунеядство не карательное мерой, как в советское время, а фискальной, чтобы пополнить дефицит бюджета. Все опрошенные эксперты считают, что пресловутое латание дыр в казне за счет еще одного налога, а не ликвидация теневого сектора, является основной задачей чиновников. Лишнее подтверждение тому – вывод темы в публичную плоскость в кризисные годы, когда растет безработица.
Путин ставил задачу создать 25 млн новых рабочих мест, но его подчиненные про нее забыли или сочли слишком сложной, и на деле идет сокращение существующих, говорит депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев.
"До этого предлагали ввести страховку на случай банкротства предприятия за счет средств работников. Такие заявления делаются не от большого ума и замминистров после этого нужно метлой поганой гнать. Дело не только в непрофессионализме, но и в цинизме. В Правительстве уверены, что следование либеральным курсом куда-то выведет страну. Но в мире нет ничего неуправляемого. Рузвельт вывел Америку из великой депрессии рычагами государственного регулирования, во всем мире в кризис увеличивают бюджетные вливания, включают печатный станок, снижают ставку рефинансирования. В России все наоборот", - сокрушается парламентарий.
В России порядка 30 млн самозанятых человек – это те, кто не платит взносы в государственные фонды и не стоит на бирже труда. Перспектива нажиться на них во время дефицита средств федерального бюджета очень привлекает чиновников.
"Это треть всей российской рабочей силы. Технический смысл проекта – вывести их из тени и заставить либо оформиться, как предприниматель, либо дойти до биржи. Но основная задача – еще раз "подоить" население, и в политическом плане она выглядит чудовищно. Инициатива провальная, но, как ни печально, она полностью отражает сегодняшний характер экономической системы и подходы Правительства и продолжает цикл заявлений в духе Улюкаева о сокращении зарплат. В период экономического кризиса нужно не просто давать возможность всем выживать (это первый пункт), нужно переходить к интенсивным формам занятости и инвестирования, стимулированию спроса. То есть делать прямо противоположное тому, чем занимается наше Правительство. Очевидно, что с такого рода моделью и подобными инициативами мы из этого кризиса не выберемся никогда", - поделился своим мнением с Накануне.RU член "Партии дела", председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
По его мнению, введение "налога на тунеядство" - вопрос 2-3 лет. "В текущем году с бюджетом все более-менее понятно, а вот в 2017-2018 гг. могут понадобиться дополнительные средства, и россиян продолжат "доить".