Как стало известно Накануне.RU, в четверг, 12 мая, руководитель компании "Гринфлайт" Сергей Мануйлов провел в закрытом от посторонних режиме встречу с возмущенными дольщиками недостроев в "Академ Riverside". Всего, как сообщил нам один из участников этой встречи, присутствовало примерно 50 человек, по два от каждого недостроенного объекта. Основным посылом встречи со стороны Мануйлова было сообщение, что якобы два инвестора готовы подключиться к решению проблемы, грозящей социальным взрывом, но каких-либо конкретных сроков возобновления строительства по-прежнему назвать он отказывается.
Следует напомнить, что об остроте проблемы с застройкой, точнее с продолжением и завершением строительства почти 30 замороженных объектов "Гринфлайта" свидетельствует тот факт, что в конце апреля в резиденции губернатора Бориса Дубровского прошла целая серия встреч с участием заинтересованных сторон. Но о конкретных решениях пока договориться не удалось.
"Ситуация очень сложная. Дольщики обращаются в правительство Челябинской области, в прокуратуру, пишут письма на имя председателя правительства РФ. Мое мнение по этому поводу: мы будем искать способы решения вопроса. Я скажу, что ожидают те, кто являются добросовестными дольщиками и подрядчиками этой компании, ее кредиторами. Есть принцип солидарной ответственности. Есть акционеры, которые в периоды, когда там было все хорошо и "жирно", деньги зарабатывали. Я так понимаю, очень не плохие. А сейчас вдруг никого не стало. Один греется в Израиле, другой, который имеет косвенное отношение, говорит, что никакого отношения к этому не имеет. Я уверен, что эти деньги есть. Это, наверное, был бы самый справедливый принцип решения вопросов. Потому что переложить проблему на дольщиков – это полная социальная безответственность. И пытаться сейчас рассказывать о том, что давайте все вместе, всем миром кого-то спасать. Почему-то всем миром мы прибыль не делили, когда она была", - отметил Дубровский.
При этом под человеком, "греющимся в Израиле", по всей видимости, подразумевался укрывшийся там от следственных органов бывший приближенный экс-губернатора Михаила Юревича Александр Москалюк, а под тем, кто заявляет, что не имеет отношения к "Гринфлайту" - собственно сам депутат Госдумы Юревич.
Адресовав вопрос о возможных механизмах решения проблем пресс-секретарю губернатора Дмитрию Федечкину, мы получили следующий ответ. По его словам, у такого механизма может быть сегодня две линии – поиск нового инвестора для лежащего на боку "Гринфлайта", а также поиск исчезнувших денег компании, которая по отчетности до определенного момента всегда считалась успешной.
Очевидно, что оставленный "на хозяйстве" экс-чиновник Сергей Мануйлов пытается с февраля реализовать первую линию механизма спасения компании. Ему и достается больше всех от раздраженных и озабоченных дольщиков, в какой-то момент на вчерашней встрече один из участников обвинил Мануйлова в том, что у губернатора он просто "мямлил".
В свою очередь гендиректора в какой-то момент также эмоционально прорвало. Как заявил Мануйлов, достроить дома они не могут из-за того, что один из кредиторов компании – ОАО "СМП банк" - установил безакцептное списание всех средств со всех счетов зайстройщика, то есть "Гринфлайта". И теперь любая копейка, падающая на счет, просто автоматически уходит банку. Правда, Мануйлов не пояснил ни на встрече с губернатором, ни на встрече с дольщиками, как так получилось, что "Гринфлайт" к 2015 году стал фактически "пустышкой", хотя продажи все время шли и даже сегодня какие-то перекупщики пытаются делать бизнес, предлагая выкуп требований к компании.
В общем, Мануйлов в очередной раз попросил людей "подождать недельки две-три" результатов переговоров с потенциальными инвесторами, но сроки возобновления строительства ни он, ни присутствовавший на встрече директор "дочки" "Гринфлайта" ООО "ПромСтрой" Андрей Аристархов назвать отказались. Кстати, следует отметить и такой факт по всей этой истории: стороны, что в "Гринфлайте", что в "СМП банке" крайне неохотно идут на какие-либо комментарии по ситуации, точнее, в дирекции банка вообще принципиально отказываются что-либо пояснять, ссылаясь на коммерческую тайну. В свою очередь дольщики обвиняют руководство застройщика в сокрытии информации, утверждая, что им в буквальном смысле слова приходится шпионить на стройплощадке и добывать хоть какую-то информацию обходными путями. При этом в разговорах просят также не называть собственных имен.
Также стоит вспомнить, что буквально за два месяца до описываемых событий вариант с приходом новых собственников в "Гринфлайт" уже прорабатывался и был готов к реализации. Тогда компанию готовы были выкупить бывший вице-губернатор области в правительстве Михаила Юревича Алексей Овакимян и один из учредителей (по документам) компании Дмитрий Карабинцев. Насколько известно, та сделка сорвалась именно из-за принципиальной позиции руководства "СМП банка", которых что-то не устроило.
Возможно, что снова этих же двух инвесторов и имел в виду Сергей Мануйлов, выступая на встрече с дольщиками 12 мая? По понятным причинам, по истечению времени стороны могли найти компромиссное решение, возможно также, что к такому решению их попросту подталкивает позиция властей. Накануне сентябрьских выборов в Госдуму, а потом и президентских, несколько тысяч озлобленных на власти людей никому не нужны. Тут надо знать, что "Гринфлайт" всегда четко ассоциировался в сознании большинства как раз с властными структурами, достаточно напомнить про связку Юревич-Москалюк, среди собственников компании назывался также родственник бывшего первого вице-губернатора Сергея Комякова.
Политолог Александр Подопригора указывает, что вся эта связка среди бизнес- и политической элиты Южного Урала работала как часы: инвестиционный договор между компанией "Гринфлайт" и государственным оператором "Южно-Уральская компания жилищного строительства и ипотеки" в 2011 году был заключен всего через 7 дней (!) после создания фирмы. Наверное, комментарии к такой удивительной оперативности и расторопности южноуральских чиновников пять лет назад излишни. Очевидно одно - в социальном и экономическом "наследии" Юревича новой команде разбираться придется долго и тяжело, а экс-губернатор в это время уже идет в атаку на политическом фронте, формируя свою региональную фронду.