Вагонный бизнес недостаточно доходен, чтобы операторы могли покупать новые вагоны, а их количество в эксплуатации снижается, потому что старые выбывают. Эта ситуация вынуждает операторов задумываться об объединении парков. Вагоны в сублизинг может взять компания UTL Александра Карманова, за финансовую сторону отвечает "Альфа-банк". Банк открыл лизинговой компании "Трансфин м" (подконтрольна НПФ "Благосостояние", принадлежащему РЖД) кредитную линию на 56 млрд руб. – на покупку "УВЗ логистика" ( УВЗЛ, входит в "Уралвагонзавод") вместе с долгами, они будут погашены после сделки. Еще 14 млрд руб. "Альфа-банк" готов выдать ГТЛК на покупку 6700 новых инновационных полувагонов у УВЗ. Схему сделки "Ведомостям" описали человек, знакомый с менеджментом лизинговых компаний, и человек, близкий к "Альфа-банку".
Карманов на просьбу подтвердить сделку ответил, что он и принадлежащий ему Евразийский трубопроводный консорциум выступят поручителями по обоим кредитам, а UTL возьмет вагоны в лизинг.
Парк УВЗЛ (с учетом финансового лизинга) в октябре насчитывал 38 375 вагонов. Весь подвижной состав новый, не старше 2010 г., а значительную долю в парке занимают инновационные вагоны с повышенной нагрузкой на ось. В 2015 г. компания перевезла 39,3 млн т грузов, 66% пришлось на уголь. Выручка УВЗЛ по РСБУ за 2014 г. (более свежих данных нет) – 12,5 млрд руб., чистая прибыль – 43,5 млн руб.
Как сообщало Накануне.RU, "Альфа-банк" неоднократно пытался обанкротить УВЗ и его дочерние компании. 31 марта этого года "Альфа-банк" подал в Арбитражный суд Свердловской области иск о банкротстве "Уралтрансмаша", подконтрольного УВЗ производителя трамваев. Против банкротства выступило Министерство промышленности и торговли, которое в ходатайстве суду указало, что в 2009 году предприятие получило более 400 млн руб. господдержки и до 2018 года выполняет программу финансового оздоровления. В мае дело о банкротстве "Уралтрансмаша" было приостановлено.
О намерении добиваться банкротства "Уралвагонзавода" "Альфа-банк" впервые предупредил в мае прошлого года. Гендиректор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко тогда назвал действия банка "вероломным нападением без предупреждения". "Уралвагонзавод" вел переговоры с "Альфа-банком", однако в мае уже этого года банк снова заявил о намерении обанкротить УВЗ. Соответствующее уведомление появилось в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц.
Аналогичное заявление "Альфа-банк" подал в отношении "дочки" УВЗ - ООО "ЧТЗ-Уралтрак", с которого ранее пытался взыскать более 7 млрд руб. и 30 млн долларов США. В ходе разбирательства ООО "ЧТЗ-Уралтрак" также требовало зафиксировать курс доллара в кредитном договоре — на уровне не выше 35 руб. Разбирательство еще не окончено.