Новости
Проект компактных ядерных установок для работы подо льдом предложил разработать главный конструктор ОКБМ "Африкантов" на форуме "Технопром-2016"
Наука и техника | Сибирский ФО | В России

Проект компактных ядерных установок для работы подо льдом с глубиной погружения на несколько сотен метров предложил разработать главный конструктор ОКБМ "АфрикантовВладимир Доронков на форуме "Технопром-2016", передает корреспондент Накануне.RU.

По мнению ученого, подобная мобильная (весом до 900 тонн) установка будет востребована при освоении Арктического океанского шельфа. Относительно небольшой вес позволит транспортировать ее к месту добычи в полностью собранном и готовом к использованию состоянии. По оценке Владимира Доронкова, цикл от проектирования до сдачи проекта "подводной АЭС" на судостроительный завод может занять до 6 лет.

Отметим, что ранее заместитель председателя Правительства РФ, председатель Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин поднял на Международном форуме технологического развития "Технопром-2016" проблему энергоснабжения в условиях Арктики. Он отметил, что в рамках северного завоза ежегодно в районы автономного энергоснабжения завозится до 6-8 млн тонн ГСМ и до 20-25 млн тонн угля. При этом использование такого топлива отрицательно влияет на экологию, а цена топлива, используемого в арктическом регионе, возрастает в два-три раза…

Решением проблемы энергоснабжения может стать использование АЭС, в том числе плавучих. Госкорпорация "Росатом" представила на форуме "Технопром-2016" целую линейку электростанций, приспособленных к арктическим условиям.

"Мы подготовили линейку ядерных мощностей от мегаватт до гигаватт, - рассказал заместитель генерального директора - директор блока по управлению инновациями ГК "Росатом" Вячеслав Першуков. - Гигаватт в Арктике не нужен. Остановиться на максимальной мощности в 40-60 мегаватт более чем достаточно". Он отметил, что корпорация готова взять на себя не только испытания энергогенерирующих установок, но также их производство и доставку в Арктику.

"Вся логистика, которая делается по Северному морскому пути, осуществляется предприятиями "Росатома", - подчеркнул Вячеслав Першуков.

Однако в ходе обсуждения проектов заместитель председателя Правительства РФ остался недоволен размерами плавучих АЭС, которые собирается строить "Росатом" совместно с "Объединенной судостроительной корпорацией". И призвал сократить их до минимума, отказавшись от размещения на борту жилья и социальных объектов.

"Представьте себе огромное металлическое сооружение, в котором сам реактор - это компактное сооружение, а все остальное - это 9-этажный дом для поселения всех сотрудников этой плавучей станции, там у них и бассейн, и баскетбольный зал - короче говоря, целый город. Я спрашиваю, зачем это необходимо? - обратился Дмитрий Рогозин к участникам мозгового штурма. - У нас что, нет возможности поселить персонал на берегу и резко минимизировать расходы по созданию такого рода конструкции?"

"Нам нужна просто "батарейка", которая может компактно по воде направляться туда, где необходимо с моря поддерживать электропитание. И этих батареек должно быть много, не надо строить города на воде", - подвел итог Рогозин.

Напомним, что ранее Правительство РФ профинансировало создание наземной береговой инфраструктуры для плавучей АЭС в Певеке. ПАТЭС мощностью 70 МВт, которая будет пришвартована в городе Певек на Чукотке, сооружается на замену Билибинской АЭС. "Росэнергоатом" собирается остановить блок №1 Билибинской АЭС в декабре 2018 года, энергоблоки №№2-4 - в декабре 2021 года. Балтийский завод занимается строительством ПАТЭС с 2012 года.

"Технопром" из года в год подтверждает статус важнейшей площадки по выработке ключевых решений в технологической сфере страны. Ежегодно он направлен на решение конкретной прикладной задачи: в этом году таким направлением стало научно-технологическое обеспечение решения стратегических задач Российской Федерации в Арктике

Новосибирская область, хотя и не является арктическим регионом, выступает флагманом научно-технических разработок, которые сегодня успешно применяются при освоении Арктики. Так, в рамках коллективного стенда "Наука" ученые Сибирского отделения РАН представили разработки, касающиеся технологического обеспечения освоения Арктики и развития национальной технологической сферы в целом.

Дмитрий Рогозин с удовлетворением отметил, что в Новосибирском Академгородке уже разрабатываются прорывные морские технологии: новые методы разведки месторождений, сверхглубоководное бурение, бесплатформенная разведка месторождений, дистанционно управляемые глубоководные устройства для диагностики и ремонта шельфового оборудования, плавучие заводы по сжижению газа прямо на море.

Такие технологии, по словам Дмитрия Рогозина, сводят к минимуму присутствие человека на объектах, а поэтому крайне актуальны в арктических условиях.

Вадим Глухов