7 июня Министерство спорта РФ опубликовало приказ о включении Компьютерного спорта в реестр официальных видов спорта Российской Федерации. Соответствующий документ был размещен на официальном интернет-портале правовой информации. Другими словами, в России киберспорт признают официально. Теперь, после вступления указа в силу, у киберспортсменов появится возможность получить такие звания, как “Мастер спорта России”, “Мастер спорта международного класса” и “Заслуженный мастер спорта России” не отходя от экранов своих мониторов. О том, хороша или плоха новая инициатива и что это даст для киберспорта и спорта в стране в целом – в материале Накануне.RU.
Напомним, что впервые данный вид спорта был признан официальным еще в 2001 году. Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным по распоряжению тогдашнего главы Госкомспорта России Павла Рожкова. Однако после смены руководства и переименования Госкомспорта в Федеральное агентство по физической культуре и спорту, а также в связи с последующим введением в действие Всероссийского реестра видов спорта (ВРВС), потребовалось повторить процедуру признания компьютерного спорта в 2004 году по распоряжению главы ведомства Вячеслава Фетисова.
В 2006 году киберспорт был исключен из ВРВС вследствие того, что он не соответствовал критериям, необходимым для включения в этот реестр. Для окончательного признания дисциплины официальной было необходимо, чтобы киберспорт активно развивался более чем в половине субъектов РФ, а также наличие зарегистрированного в установленном порядке общероссийского физкультурно-спортивного объединения.
Как сообщает Федерация компьютерного спорта России, включение в один ряд с такими традиционными видами спорта, как футбол, хоккей или баскетбол стало возможным благодаря многолетней деятельности Федерации. Теперь проведение официальных соревнований даст возможность присвоения спортивных разрядов участникам на основании спортивного рейтинга, а также позволит улучшить разработку образовательных программ по подготовке судейского и тренерского составов. Признание прокомментировал и президент Федерации Александр Горбаченко.
"Несомненно, сегодняшний день является большим праздником для всех поклонников киберспорта. Статус официального вида спорта предъявляет новые требования к деятельности нашей Федерации с точки зрения качества организации и проведения соревнований и возросшей социальной ответственности. В первую очередь мы планируем сосредоточить усилия на развитии компьютерного спорта в регионах России – Кубок России по киберспорту станет крупнейшим состязанием Федерации в 2016 году", - сказал он.
Что касается определения компьютерного спорта, то сайт wikipedia.org характеризует его как “игровые соревнования с использованием компьютерных технологий, где компьютер моделирует виртуальное пространство, внутри которого происходит состязание”. Что касается игровых дисциплин, проводимых под эгидой Федерации, то в их список входят трехмерные шутеры (3D shooter), что представляет собой симуляцию ведения боя между группами (командами) игроков; тактико-стратегические игры, в которых происходят сражения между армиями игровых единиц игроков при одновременном развитии сторон; командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры, в которых игрок управляет своей единичной моделью, развивая ее при взаимодействии с игровым пространством и моделями других игроков; а также технические симуляторы – автомобильные, авиационные, симуляторы спортивных игр (футбол, хоккей, баскетбол и т.д.).
Сама индустрия киберспорта развивается очень быстро. Соревнования по самым популярным играм начали проходить относительно недавно (с конца 1990-х гг.), однако широкую популярность киберспорт стал приобретать только в последние годы. Помимо этого движение зародило массовое количество новых пользователей, которые не покупают и не играют в игры, а просто смотрят, как их проходят другие. Во многом этому поспособствовало развивитие стриминговых сервисов (прямых трансляций видеоигр).
По данным "SuperData Research", в прошлом году мировой объем рынка киберспорта составил 612 млн долларов, совокупный размер призовых фондов достиг 42 млн долларов, аудитория соревнований превысила 130 млн человек. А в октябре прошлого года стало известно о том, что "USM Holdings" миллиардера Алишера Усманова совместно с "ЮТВ Холдингом"("United Television Holding Russia") инвестируют 100 млн долларов в российский спортивный проект "Virtus.pro" ("ESforce Holding") – многократный победитель России и СНГ, а также обладатель международных медалей и чемпионских титулов. Сообщалось также, что "ESforce" осенью 2016 года откроет один из самых больших в мире киберстадионов. На строительство арены площадью 5 тыс. кв. м. будет потрачено свыше 5 млн долларов.
Руководитель проекта cyber.sports.ru Ярослав Комков в комментарии Накануне.RU отметил, что признание киберспорта вряд ли даст что-то новое для индустрии.
"Лично мое мнение, что это ничего не дает. Сейчас настолько все непонятно, как это все будет работать на практике. Важный момент, что самому киберспорту, самой индустрии не факт, что это вообще нужно. Турниры проходят, команды существуют, призовые фонды растут, спонсоры и так приходят без какой-либо Федерации. На мой взгляд, ситуация выглядит таким образом, что чиновникам самим важнее в эту историю вписаться, чем индустрии нужна помощь от чиновников. Реальная практическая польза, наверное, состоит только в помощи с визами для киберспортсменов. Существует такая проблема, что тяжело въезжать в некоторые страны, где проходят соревнования. Говорят, что теперь будут развивать спорт в регионах активно, но он развивается и так. То есть, он настолько демократичен, что там не нужно никакого участия государства. Нужен, грубо говоря, только компьютер. Разработчик каждой игры сам из себя представляет Федерацию. То есть, например, сложным представляется объединение двух конкурирующих игр – конкурентов на рынке. Они свои задачи решают другими путями. Лично мое мнение, что это желание чиновников проехаться на популярной теме. Что касается практики других стран, то это довольно неплохо работает в Корее, которая далеко вперед ушла в этом плане и там более все понятно. Закон приняли только в России, но рынок киберспорта не делится на Россию, Украину, Белоруссию и т.д. Есть единый регион СНГ. Это реально одно из последних мест на Земле, на мой взгляд, где понятие СНГ еще живо. Все топовые команды состоят не только из наших соотечественников, но и из белорусов, казахов и т.д., как это им поможет получить, например, звание мастера спорта?!", - сказал он.
"Еще один важный момент, на котором хотел бы заострить внимание. Федерация киберспорта пролоббировала эту инициативу совместно с организацией “Virtus.pro” (“ESforce Holding”), в которую вложился Алишер Усманов. Они сидят буквально в том же офисе, две двери рядом. То есть, тут очевидный конфликт интересов. Понятно, что Федерация киберспорта заранее ангажирована", - добавил Комков.
Кандидат медицинских наук, заведующий организационно-методическим отделом по спортивной медицине в Московском научно-практическом центре медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Владимир Зоткин, который более 30 лет проработал с клубными и сборными командами по футболу, в том числе являлся врачом олимпийской и юношеских сборных СССР в комментарии Накануне.RU отметил, что новый вид спорта можно сравнить с шахматами.
“У нас в шахматы тоже играют за столом и тоже получают звание мастеров спорта и т.д. Можно считать это тоже разновидностью спорта, только за столом. То есть вид не физического развития, а умственного: реакции, скорости мышления и т.д. Смотря, конечно, что за игры. Неясно, что нам, спортивным врачам, в этом спорте делать. Мы там, наверное, и не нужны, также как и в шахматах. Что касается допинга, то пока какого-либо препарата влияющего на быстроту реакции, например, нет. Может быть фармакологи что-то и разработают для этих целей, пока же это все заложено генетически. В целом, я не против нового вида, своеобразный спорт – я бы так его назвал”, - сказал он.
Советский и российский биатлонист и лыжник, двукратный олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира Сергей Чепиков и легкоатлетка, серебряный призер Олимпийских игр, чемпионка мира и Европы Олеся Форшева больше тяготеют к видам спорта, связанным с двигательной активностью.
“Я, конечно, сам внутренне предрасположен к видам спорта, которые связаны с движением. У нас и так наша молодежь не отлипает от экранов планшетов, тут еще большая зависимость будет. Единственное, что Минспорта может будет как-то систематизировать эту деятельность. Я сам лично за двигательную активность, ну за исключением шахмат и шашек”, - поделился Чепиков своим мнением с Накануне.RU.
“Мое мнение, что все должно быть в меру. Допустим, если человек занимается шахматами, то ему же никто физическую нагрузку не запрещает. На мой взгляд, сейчас наоборот надо показывать людям, новому поколению, что нужно не сидеть за компьютером. Показывать площадки во дворах, воркауты разные – я за это однозначно. Это пассивный спорт, сидячий образ жизни, упадок зрения к тому же, сейчас люди и так сутками сидят за компьютером, а какой продолжительности жизни может тогда идти речь?! Может, конечно, за этим будущее, но это какое-то печальное будущее, на мой взгляд. Я считаю, что движение определяет нашу жизнь, когда мы двигаемся - мы живем. Чем мы активнее, тем мы моложе. Это и элементарное обогащение кислородом и живое общение”, - поделилась с Накануне.RU Олеся Форшева.
Добавим, что приказ вступает в силу через 10 дней с момента опубликования. Таким образом, с 17 июня 2016 года киберспорт станет в России официально признанной дисциплиной.