Шанхайской организации сотрудничества исполняется 15 лет. О создании ШОС было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае. Организация включила в себя Россию, Китай, Казахстан, Киргизию,Таджикистан и Узбекистан.
По словам экспертов, ШОС имеет большой военный потенциал и в перспективе может состояться как блок антиНАТО. Такая повестка может стать актуальной в случае, если странам ЕС в ближайшие годы не удастся освободиться от гегемонии США. Вместе с тем, нельзя закрывать глаза на наличие различных интересов и проектов внутри ШОС: как крупные державы, так и небольшие республики имеют свои личные интересы, которые считают приоритетными. "Второе дыхание" ШОС эксперты обсуждают на фоне стартующего на этой неделе саммита в Узбекистане, в современных условиях оно связано не только с проектом "Шелкового пути", но и с новыми возможностями, которые открываются перед организацией в вопросе интеграции новых стран-членов и становления проекта ШОС в качестве альтернативного западному центра силы в международных отношениях, передает корреспондент Накануне.RU.
"ШОС давно себя зарекомендовал как полноценный субъект международных отношений. Он в какой-то степени нарушает монополию Западного мира в Центральной Азии. Это случилось уже в 2001 г., когда Шанхайская организация была создана. ШОС образовывалась, в том числе, на фоне общего террористического вызова после 11 сентября 2001 г. И на этой волне организация изначально заняла важное место в архитектуре военно-стратегического порядка", - рассказал в беседе с Накануне.RU кандидат исторических наук, член ЭК "Урал-Евразия", директор Центрально-азиатского научно-исследовательского центра Рустам Ганиев.
Следует учитывать, что ШОС – весьма разнородный проект. Каждая страна имеет свои стратегические интересы, а ведущей державой является Китай, для которого Россия - хоть и стратегически важный партнер, но всё же - "младший партнёр" в организации.
Вообще, ШОС представляет собой ансамбль интересов России и Китая по втягиванию в зону своего влияния третьих стран. Об этом рассказал в беседе с Накануне.RU политолог, эксперт по реинтеграции на постсоветском пространстве Семён Уралов.
Несмотря на очевидную ведущую в организации роль России и Китая, эксперт отметил также большой интерес остальных стран-членов ШОС. Он подкрепляется как огромными китайскими инвестициями и долгосрочными экономическими контрактами, так и российской военной мощью.
"С точки зрения стратегических интересов России, ШОС – это интеграция интеграций, матрёшка в матрёшке, каждый приходит в этот проект со своими интеграционными идеями и концепциями. Точка интеграционных соприкосновений между ШОС и ЕАЭС (Евразийский экономический союз – прим. Накануне.RU) – это Средняя Азия, где смыкаются интересы России и Китая. В такой интеграции интеграций выигрывают республики Средней Азии, для которых гарантии двух великих держав – России и Китая – являются фактически гарантиями их субъектности и суверенитета. Эта ситуация показывает, что великие державы могут быть факторами стабильности".
Что касается политики ШОС в ответ на обострение международных отношений последних лет и на политику антироссийских санкций, то не стоит питать иллюзий, что кто-то "прибежит на помощь" России в ущерб своим личным выгодам.
"Санкции против России происходят на западном направлении, в этом у ШОС нет никаких интересов. В санкциях ШОС не заинтересован. Поэтому у ШОС никакого мнения по западному направлению и быть не может. Грубо говоря, это всё проблемы России и Белоруссии, как союзного государства", - подчеркнул Семён Уралов.
Однако эксперт обозначил и точки соприкосновения между крупнейшими странами ШОС в условиях расширения и усиления мирового влияния Соединённых Штатов.
"США сейчас разыгрывают главную партию по поводу Трансатлантической зоны свободной торговли. Стратегические интересы США заключаются в том, чтобы контролировать морские пути в Тихом и Атлантическом океанах. Единственное, что позволит Китаю обеспечить свою независимость на море – это военно-морская политика России на Тихом океане. Отсюда и постоянные совместные учения России и Китая. Там очень хорошо проявляется двустороннее военно-экономическое сотрудничество двух держав ШОС. Там, где Китай не может обеспечить безопасность на море, Россия может выступить гарантом морской торговли", - отметил Семён Уралов.
Следующий саммит ШОС состоится 23-24 июня в Ташкенте. Спустя 15 лет после образования организации, на повестке оказывается вопрос о расширении. Это касается не только Индии и Пакистана, которые изъявили желание вступить в организацию ещё в 2015 г., но, судя по всему, и других государств, которые ещё не разглашаются.
Председатель Евразийского Движения Российской Федерации (ЕДРФ), директор Центра континентального сотрудничества Юрий Кофнер считает, что ШОС следует сконцентрироваться на вопросах безопасности, а экономические проблемы перенаправить в зону ответственности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая имеет опыт взаимодействия со странами Евразии.
"Сейчас существует большой вопрос – куда вообще двигаться ШОС? На мой взгляд, ШОС, прежде всего, предназначена для того, чтобы быть военной организацией: заниматься организацией безопасности и противодействием терроризму. Во-первых, все страны Евразии заинтересованы в том, чтобы в регионе Центральной Азии не было исламского фундаментализма и радикальных группировок, это может объединить всех. Во-вторых, в плане обеспечения безопасности ШОС должна, как минимум, выступить гарантом того, что теоретического конфликта между Россией и Китаем удастся избежать. Это касается и территориальных споров, которые существуют вокруг Сибири и западных областей Китая. В-третьих, целесообразно расширить функции ШОС как блока антиНАТО. США делают всё, чтобы окружить пространство Евразии и оторвать его от Европы. Это осуществляется путём Трансатлантических соглашений. Вместе с тем, я не считаю конструктивным поворачиваться лицом только к Востоку и отворачиваться от Запада. Но не мы инициируем эти процессы, этим занимаются США", - отметил Юрий Кофнер в разговоре с Накануне.RU.
По словам эксперта, ШОС следует рассматривать и как потенциально альтернативную Евросоюзу организацию, в том случае, "если страны ЕС не избавятся от американской гегемонии в ближайшие 5-10 лет".
"В Ташкенте будет обсуждаться вопрос включения в организацию новых участников. С этой точки зрения, Индия не нужна Китаю, но она нужна нам, чтобы каким-то образом уравновесить это огромное и усиливающееся влияние Китая. Но что получится из этого – непонятно, ведь Индия и Китай – непосредственные конкуренты. Индия и Пакистан – неразорвавшиеся бомбы. И тут есть два варианта: либо их включение в организацию нанесёт непоправимый урон ШОСу, либо произойдёт чудо и будут созданы какие-то основы для продуктивного сотрудничества", - рассказал Рустам Ганиев.
По его словам, сегодня ШОС обретает второе дыхание. Это происходит после запуска программы "Шелкового пути" Китая, который хочет защитить свои экономические интересы на пространстве Центральной Азии. И лучший инструмент для этого – организация ШОС.
Отметим, что в рамках ШОС неоднократно проводились совместные военные учения в Центральной Азии. Интерес наиболее влиятельной страны ШОС Китая прослеживается как в обеспечении контроля над морскими путями, так и в укреплении своих западных границ от возможной эскалации. Эти факторы являются важными точками сотрудничества России и Китая в рамках ШОС. Кроме того, перспектива интеграции в организацию новых государств может открыть возможности для взаимного сотрудничества, хоть несёт с собой одновременно и дополнительные риски.
Сегодня ШОС – самая масштабная международная организация в мире. Она занимает 60% Евразии, а в странах организации проживает почти половина населения земли.