Сегодня российские выпускники сдают самый обсуждаемый Единый государственный экзамен – базовый по математике. Чтобы получить аттестат о среднем образовании, школьнику необходимо будет решить как минимум семь заданий из 20. Это вполне реально, учитывая, что на днях "испытание" успешно прошел пятиклассник, а отдельные задания по силам даже четырехлетним, передает корреспондент Накануне.RU.
В этом году заявление на сдачу базового ЕГЭ по математике подали около 584 тыс. человек. Такой выбор сделали выпускники, которым математика не понадобится для поступления в вузы. В прошлом добровольцев было меньше – 425 тыс.
За три часа школьникам предлагают решить 20 заданий, треть из которых по силам даже выпускнику начальной школы. Это доказал пятиклассник из Костромы: мальчик успешно справился с семью заданиями – ровно столько необходимо для получения аттестата о среднем общем образовании. Выходит, новые знания по математике вовсе необязательны тем, кто не планируют посвятить себя инженерным профессиям.
О деградации математического образования можно судить, сравнив задания экзамена 1991 г., которые не менялись до введения ЕГЭ, и задачи базового уровня.
"Если сравнивать экзамен базового уровня по математике 2000 г. и базовый ЕГЭ нынешнего года, мы увидим, какой путь прошла наша школа за это время. Это путь тотальной деградации. Сегодня базовый экзамен можно дать ребенку четырех лет, он решит три задачи из 20. Что такие элементарные задачи делают в экзамене для 11 класса? Само состояние выпускного экзамена характеризует состояние нашего образования. 10 лет назад было одно, а сейчас другое. Не то, что другое – это несопоставимые вещи!" – сообщил Накануне.RU профессор, заведующий кафедрой геометрии и топологии матфака Петрозаводского государственного университета Александр Иванов.
По его словам, шести заданий в традиционном экзамене было вполне достаточно для оценки знаний выпускника. Справившись с ними, абитуриент без труда мог поступить в технический вуз.
"Было шесть заданий, по уровню сложности они были сопоставимы со вступительными экзаменами в инженерные вузы. После сдачи такого экзамена школьник мог спокойно сдать вступительные экзамены в вуз. Шесть задач включали уравнения, неравенства, задачи на производные, они были составлены по материалу 10-11 классов. Там не было заданий дошкольного уровня и начальной школы", - добавил профессор.
Александр Иванов недоумевает, зачем разработчики ЕГЭ включают в один экзамен 20 и более заданий.
Так выглядели экзаменационные задания по математике в последние годы до введения ЕГЭ
"Профильную математику полностью у нас практически не делает никто, хотя у нас дети неглупые, есть хорошие школы. Но в прошлом году абсолютных результатов было 5-10 на всю страну. Нельзя перегружать экзамен до безумия. А перегружают, потому что этот экзамен выполняет сразу все функции. В своей простой части профильный ЕГЭ тривиален до дебильности, в сложной – перегружен. Это нечто. Когда в один экзамен пихают все, чтобы самые неподготовленные могли что-то показать, и чтобы самых сильных как-то дифференцировать, то получается такое безобразие, которое называется "профильный ЕГЭ по математике". А базовый нужен, чтобы аттестовать всех, а когда мы аттестуем всех, у нас математического образования не станет. Потому что можно не учиться, а со знаниями четырехлетнего ребенка сдать экзамен за 11 класс. Если это не отменят, математическое образование исчезнет", - заключил эксперт.
Отметим, что в этом году на профильный ЕГЭ по математике записались почти 492 тыс. человек, в том числе почти 458 тыс. выпускников текущего года.