Новости
Развитие сюжета:

15:16 09.06.2016 В "ЕР" считают, что "День России" сложился как праздник - никакого переноса даты не будет

Коммунист Зюганов предложил перенести празднование Дня России на день памяти князя Владимира или Крещения Руси
Политика | В России

Глава  КПРФ Геннадий Зюганов предложил перенести празднование Дня России с 12 июня на день памяти князя Владимира и Крещения Руси. Этот день сейчас отмечается 28 июля.

"Князь Владимир - реальный основатель нашего централизованного государства. Более того, 28 июля — это день Крещения Руси. Это тоже знаково", - сказал он журналистам, подчеркнув, что его фракция внесла в Госдуму соответствующий законопроект.

Поскольку упоминаются "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой" , давайте  разберемся о чем, собственно, идет речь. И действительно ли "Владимир- красно солнышко" был основателем централизованного государства российского?

Крещение Руси (точнее, больших масс народа) происходило сначала в современном Севастополе (тогда – Херсонес), в районе нынешней улицы Древняя. Потом это массовое обязательное шоу (как сказали бы сейчас) продолжилось в Киеве, в Днепре, куда Владимир (Василий) не очень демократично загнал всех киевлян. То есть, эти события, даже если они и происходили одномоментно 28 июля, в чем некоторые по понятным причинам сомневаются, никак не могут быть слеплены воедино – просто потому что это ДВА разных события.
Впрочем, раз Владимир (Василий) Святой, то это уже дело десятое.

                                                                     Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Интересней посмотреть на личность святого и его реальные заслуги в строительстве государства. Все-таки основатель государственности , как полагается нынче считать.

Кто таков, собственно, был сам князь Владимир (Василий), ради чего он принял крещение и, наконец, зачем он крестил киевлян?

Если честно - это был выдающийся человек своего времени.  Поначалу карьеры  явно не тяготевший к праведному и, тем более, святому образу жизни.
Цитата по Карамзину , который обращается к летописи Нестора :"Рядом с такой образованностью жило распутство, которое никак не входило в рамки поведения высоконравственного человека, а тем более великого князя… Сей князь – грешник по многим позициям, в первую очередь по убийствам. Решив жениться на дочери полоцкого князя Рогволода Рогнеде, сосватанной уже за Ярополка, и, получив на это отказ, Владимир убивает отца невесты и двух ее братьев, а сам женится на ней. … Следующее убийство — брата Ярополка, оно в полной мере также лежит на совести Владимира. Кроме того, сей великий князь стал сожительствовать с женой покойного брата — Юлией. Он имел пять жен — Рогнеду, Анну, Аделью, Малфриду, Олову и был способен бросить любую из них для любви с другой. Пример этому Рогнеда, брошенная из-за византийской царевны Анны и постриженная под именем Анастасии. Живя не где-то на арабском востоке, а на Руси, Владимир имел множество гаремов: в Вышгороде — триста, в Белгороде — триста, в Берестове — двести наложниц. И этого было мало, он предавался необузданному женолюбию, словно второй Соломон".
Правда, все эти действия из летописи святого посвящены периоду его жизни ДО крещения.

По рождению Владимир был как бы незаконнорожденный сын великого киевского князя. Рожден ключницей (по-современному, экономкой) великого князя Святослава Игоревича. Младенчество и юность в летописях особо не отмечены. А вот политическая деятельность зафиксирована в той или иной степени. Став новгородским князем  Владимир этим не удовлетворился и не без помощи группы товарищей- варягов ликвидировал политического противника -собственного брата.  В итоге занял киевский престол. 

И тут случается новость: у константинопольского императора Василия Второго -  восстание Варды Фоки. На его подавление Василий Второй направляет, кстати, тоже Варду, но Склира. В результате долгих и забавных перепитий, оба Варда объединились с целью-таки очень сильно побить императора. И тогда Василий Второй отправил к Владимиру послание, в духе -  спасай и проси чего хочешь! По крайней мере, именно так трактует ход событий некий сирийский историк  XI века  Яхъя Антиохийский. Владимир за ввод ограниченного контингента все из тех же варяг-товарищей затребовал себе в жёны Анну, сестру императора.

                                                                                  Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Тут надо сделать лирическое отступление. В те времена иметь женой сестру императора Византии это как сейчас дочь, например, президента. А то и более того.  Византийские императоры отказывали даже немецким!

У Василия выбора не было, так как ему очень хотелось жить. Условием он поставил крещение Владимира, что тот и исполнил. И бравая ватага отправилась в Византию, Владимир стал ожидать обещанной сестры в жены. Прождав пару лет, он отписал Василию Второму письмо с вопросом: а какого, собственно, лешего - где невеста-то? Василий к этому времени Вардов почти дожал и стремительно пошёл в отказ. Тогда Владимир пошёл на Корсунь, а товарищи-варяги, которые застряли в Византии, на Константинополь. Теперь уже  Василию деваться стало некуда, и он таки отправил Анну с попами в Корсунь. Там Владимир крестился, в крещении принял имя Василия (в честь императора), женился на сестрице императора, и стал, в глазах мировой общественности, велик. С той поры про Анну никто ничего не слышал. Вообще. Но это для истории тоже дело десятое.

Так зачем князь Владимир сам принял крещение, а потом и крестил подконтрольную ему русскую территорию, что теперь несколько высокопарно называется - крещение Руси? Только исходя из требований византийского монарха? Конечно, нет.

Посмею утверждать вслед за историками, что, во-первых, во-вторых и третьих  - из политико-государственных соображений.  Для укрепления великокняжеской власти целесообразно было принять монотеистическую религию, освящающую княжеское самодержавие, тем более, что плюсом к этому полагалось родство с византийской монархией. В те времена - самого богатого и , едва ли не самого могущественного государства на мировой арене.

Маленькое доказательство в копилку государственнической версии мотивов князя. Совсем незадолго до того, в 983 г., князь Владимир, видимо, не собирался в православные святые , ибо  рьяно начал укреплять на Руси язычество,  дошел даже до попытки человеческих жертвоприношений. Но потом увидел более перспективный вариант. 

Что до крещения территорий собственно РФ, то это произошло уже годом позже, в 989-м году, и никак не 28 июля. К тому же акт крещения Великого Новгорода Добрыней Никитичем был не очень праздничным, поскольку Добрыня "крестил мечом", как по тем временам вообще-то все абсолютно и делали -  то есть, значительная часть "новообращенных" была попросту перебита, а город в значительной части сожжен. Радость, конечно, у новгородцев тогда была великая, но и такую радость хоть как-то можно привязать к нынешнему российскому государству. В отличие от заявленного.

                                                                      Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Тут ведь что занимательно. Безотносительно того, кто и как относится к православной вере (лично я к ней отношусь чрезвычайно уважительно), в данном моменте существует несколько прямо-таки выпирающих наружу нелепиц.

Пункт первый. К нынешней Руси тогдашнее стояние в теплом Днепре толп народу отношения имеет мало. А, учитывая киевскую современность, и вообще лучше про это помалкивать.

Пункт второй. Святым в РПЦ считается князь Василий - именно по имени, какое он принял во крещении - в честь византийского императора. Владимир святым быть не может никак - ибо князь Владимир был лютым язычником - до крещения. Но и тут Бог с ним, с нюансом. Окрестил народ "Владимир - красно солнышко", прижилось в истории наименование -  значит так тому и быть.

Пункт третий, и самый, на мой взгляд, главный. Сказано было ведь "Богу-богово, а Кесарю – кесарево". А в этом конкретном случае политик объявляет дату празднования, прямо и категорично привязанную к православию. Что само по себе не верно. И в связи с этим вопрос – а сама РПЦ "день крещения Руси" как-то отмечает? Нет, конечно. В числе двунадесятых праздников такого нет. У нее есть свои канонизированные даты – для кого святые, для кого как. Но парадокс-то в том и состоит, что, день Крещения Руси для РПЦ - не праздник. С точки зрения элементарной логики в итоге получается - полный бред. 

И под конец серьезно.

Если уж говорить о реальном вкладе в основание единого государства Российского, то, безусловно, с какой стороны ни посмотри, первый вклад здесь за основателем Москвы князем Юрием Долгоруким, а главный и основополагающий - за царем Иоанном Васильевичем Грозным.

                                                                              Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Последний Рюрикович на царском российском троне сегодня не в чести у болтающей по телеящику публики, ибо  к церковникам относился жестко, и умен был не по векам, и успешен не реально.

Но именно при Иване Грозном (прозвище это боязливо-уважительное дал ему тот самый "жутко угнетаемый" им народец) территория государства расширена ВДВОЕ(!!!),  прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км квадратных до  5,4 млн км квадратных. Создано централизованное государства (единый госаппарат, ограничение олигархических свобод в результате опричнины, армия, церковное единство под верховенством монарха, единое культурное пространство,  и т.д.) .

И   именно тогда была заложена судьба России как особенного цивилизационного и геополитического формирования между Востоком и Западом.

Сейчас сказали бы, что Иоанну Грозному удалось сформулировать и позиционировать идею государства. Коей, кстати, изо всех сил сегодня пользуются вполне себе ныне действующие российские политики.

                                                                             Иван Грозный, Иван IV, первый царь |Фото: images2.wikia.nocookie.net

 

Андрей Кучин