Итак, Реджеп Тайип Эрдоган все-таки принес свои извинения за сбитый российский самолет. Неважно, является ли этот шаг некой хитростью восточного деспота, или турецкий лидер все осознал и раскаялся. Сам факт этого поступка красноречиво говорит о том, что, вступив в конфронтацию с Россией, он взял на себя больше, чем в состоянии нести.
И не стоит интерпретировать слова президента Турции как жест в сторону семьи убитого пилота – письмо адресовано президенту России.
По большому счету, "турецкий разворот" для России победой не является. Ей почти не пришлось прибегать к силе, чтобы заставить с собой считаться. Хотя была демонстративная поставка зенитных пушек курдам, сбитые российскими ПЗРК вертолеты турецких ВВС, поражения поддерживаемых турками бандформирований в Сирии. Ну и многомиллиардные убытки, прежде всего от прекращения поставок украденной ИГ нефти и от отсутствия туристов из России.
В итоге, Турция ожидаемо проиграла. При восстановлении отношений она уже не сможет, как раньше диктовать какие-либо условия. Не сможет вернуть полностью и поток туристов, равно как и потерянные рынки сбыта продуктов. Да и с газопроводом Россия, остановившая строительство "Турецкого потока", дала понять, что совершенно спокойно может его и не возобновлять, руководствуясь поговоркой "на нет и суда нет".
Однако во всей этой истории особый интерес вызывает Украина. Ведь, как известно, на фоне ухудшения российско-турецких взаимоотношений началось резкое сближение Киева и Анкары. Причем, Киев планировал, что в противостоянии с Россией Эрдоган станет поддерживать Украину во всем и практически бесплатно как "природного" союзника. Поначалу и правда показалось, что Киев рассчитал все верно. В украинских СМИ даже заговорили о создании некоего "Южного фронта", который сколачивает Турция, со всеми плюсами для Украины.
Можно только себе представить, каким неприятным сюрпризом для Киева стало извинение Эрдогана. Видимо, на Банковой не сразу поверили, в украинских СМИ даже начали писать, что перевод письма был сделан неправильно. Но оказалось, что никаких ошибок нет.
Отвергнутая Европой и обиженная на ПАСЕ, Украина вдруг почувствовала себя в одиночестве. Польша и Прибалтика - это все, конечно, хорошо, но они не сбивали российских самолетов, а, значит, и конфронтация с Москвой у них не такая "перспективная", как у Турции. К тому же они далеко и, кроме визга и десятка тысяч евро, толку от них для Киева никакого.
Киеву же нужно длительное, настоящее, а главное, хорошо оплачиваемое противостояние с Кремлем – это единственное, что может оправдать кровавую власть засевшего в Киеве режима. В этой ситуации Порошенко ничего не оставалось делать, как скрепя сердце поддержать Эрдогана.
"Насколько я прочитал это сообщение, речь шла о сочувствии семье погибшего, и я считаю, что это абсолютно понятная позиция президента Турции", — заявил украинский лидер журналистам.
Понятно, что Порошенко лукавит, так как свое сочувствие он мог выразить гораздо раньше Эрдогана. Кроме того, турецкий лидер в письме прямо президенту России приносит свои извинения. Собственно именно этого от него и требовала российская сторона в качестве первого шага для нормализации отношений.
Однако Порошенко не теряет надежды, что Турция останется стратегическим партнером Украины, а Украина — партнером Турции. Об этом он сказал в своем интервью журналистам.
Пожалуй, это единственное, что остается Порошенко – не терять надежды. Вопреки всему.
Остается один открытый вопрос: если Порошенко не видит ничего предосудительного в извинениях Эрдогана, которые турецкий лидер принес за сбитый его летчиками российский самолет в небе над Сирией, то принесет ли сам Петр Алексеевич извинения голландцам за сбитый "Боинг" в небе над Донбассом?
Естественно, если это будет доказано. А ведь будет. Рано или поздно.