Ввод в России налога на выбросы, который может появиться в связи с ратификацией Парижского соглашения по климату, потребует ежегодных выплат в размере $42 млрд. Свои расчеты эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) представили на "круглом столе" в Аналитическом центре при Правительстве России. Новый закон о выбросах и парниковых газах еще находится в разработке и эксперты предложили задуматься о более эффективных механизмах реализации климатического соглашения, которые не обернутся изъятием денег из экономики, передает корреспондент Накануне.RU.
Россия в рамках ратифицированного соглашения взяла на себя три основных обязательства: сократить объем выбросов до 75% от уровня 1990 г. и до 70% к 2030 г., совместно с другими странами удерживать темпы прироста температуры не более 2% и оказывать содействие развивающимся странам в обеспечении технологиями. Содействие это должно оказываться через введение "углеродного налога" - платы за выбросы, которая будет отчисляться в Зеленый климатический фонд, из него и осуществляется поддержка проекта в развивающихся странах.
После ратификации соглашения в России должен появиться новый закон о выбросах парниковых газов и их классификации, самые вредные будут облагаться налогом. Против выступил Российский союз промышленников и предпринимателей, представители металлургических и нефтегазовых компаний заявили, что мера снизит темпы социально-экономического развития страны. Последствия для российской экономики от нового налога накануне оценили экономисты ИПЕМ. Эксперты заметили, что природоохранная повестка уже неоднократно использовалась развитыми странами в качестве инструмента глобальной конкурентной борьбы, и Россия, в отличие от многих развитых стран, всегда выполняла и даже перевыполняла обязательства, взятые на себя в рамках международных соглашений, делалось это в ущерб собственным экономическим интересам. Парижское соглашение по климату может стать еще одним таким примером.
"Крайне высоки риски повторения ситуации, когда Россия делает все возможное для сохранения климата на планете, пусть даже в ущерб своим экономическим интересам, а наши партнеры либо вообще не преступают к работе, как это было, например, с США во времена действия Киотского протокола, либо, без каких-либо последствий для себя, репутационных или экономических, "сходят с дистанции" в удобное для них время. Нам необходимо четко обозначить свою позицию по данному вопросу, оценить последствия всех возможных вариантов реализации Парижского соглашения в России, с учетом наших экономических интересов, наших экономических возможностей, не подрывая нашу конкурентоспособность", - заявил гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян.
Эксперты института проанализировали, сколько будет стоить российской экономике "углеродный налог". Плата за выбросы в размере $15 /т экв. CO2 потребует ежегодных выплат в размере $42, что соответствует 2,56–3,29 трлн руб. Объем этих выплат равен 3,2–4,1% ВВП за 2015 г., 19–24% доходов федерального бюджета на 2016 г. или 35–45% суммарного объема Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Если ставка налога на выбросы составит $35/т экв. CO2, то объем выплат будет 7,5–9,6% ВВП. В РСПП, напомним, говорили о потерях в 9% ВВП.
Основными реципиентами рисков ввода углеродного налога в России являются ТЭК и отрасли промышленности, характеризующиеся высокой энергоемкостью или значительными удельными выбросами: металлургия, производство азотных удобрений и цемента, рассказали в ИПЕМ. Компании данной специализации будут вынуждены нести дополнительные расходы, составляющие до 75% выручки и до 615% EBITDA в предыдущие годы.
Приведенные в докладе расчеты ИПЕМ показывают, что ввод налога на выбросы в России спровоцирует ряд негативных экономических и социальных последствий, угрожающих национальной экономике, социальной стабильности, энергетической и продовольственной безопасности. При этом существует ряд более эффективных мер по реализации положений Парижского соглашения, такие как повышение энергоэффективности, развитие лесного хозяйства, продвижение отечественных методологических подходов оценки поглощающей способности российских лесов. Последнее – особенно важно, учитывая, что в соответствии с используемыми в настоящее время у нас зарубежными методиками, поглощающая способность российских лесов, в пересчете на единицу площади, оказывается ниже, чем в других странах: в три раза ниже, чем в США, в два раза ниже, чем в Финляндии или Швеции, на территории которых произрастают те же бореальные леса, что и в России.
Новый проект еще находится в разработке, премьер Дмитрий Медведев после ратификации соглашения заявлял, что решения в рамках международных обязательств по климатической тематике не должны мешать развитию российской экономики. И исполнять его Россия будет, исходя из своих интересов.
По отечественной классификации, из семи парниковых газов к вредным относятся только три. Так, например, к вредным не относится двуокись углерода. В результате изменений классификация будет ужесточена и, кроме того, предполагается внедрение контроля за теми видами парниковых газов, которые ранее не относились к категории вредных.