Применение новейших технологий в одной из традиционно сильных отраслей российского производства позволит нашему авиастроению взлететь на качественно новый уровень. О новых разработках в области авиастроения, необходимых для полного импортозамещения рассказал первый заместитель генерального директора НПО "Родина" Леонид Богуславский.
"На сегодняшний день перед мировым авиастроением встает амбициозная задача - создание полноценного пассажирского судна, соответствующего концепции "более электрического самолета. Основная цель разработок - увеличение полезной нагрузки самолета за счет отказа от гидравлики. Кроме того, электродвигатели могут приводить в движение шасси и, как следствие, использоваться для руления на земле. При этом на земле ток будет подаваться на электродвигатель от вспомогательной силовой установки (ВСУ), а не от используемого сейчас маршевого двигателя. А, как известно, именно на руление тратится до 15% топлива.
Благодаря электродвигателю первым поднялся в воздух модифицированный австрийский HB-3 Brditschka в 1973 году. Несмотря на то, что все современные модели по техническим характеристикам намного превосходят "первопроходца", они в основном являются экспериментальными одно- или двухместными и способны совершать перелеты на дистанции не более 1000 км. На сегодняшний день одни из наиболее успешных проектов - китайский RX1E, уже получивший лицензию на производство, а также немецкие New Elektra One и Pipistrel Panthera.
Европейская авиакорпорация Airbus Group SE и немецкий промышленный конгломерат Siemens AG уже объединили усилия для создания нового поколения пассажирских самолетов. В планах , по словам главного исполнительного директора Тома Эндерса, в сотрудничестве со специалистами Siemens сконструировать пассажирский самолет, приводимый в движение гибридной энергетической системой. Проект планируется осуществить к 2030 году.
Между тем, российские ученые предполагают, что уже к началу следующего десятилетия у зарубежных электрических моделей может появиться отечественный аналог - причем не демонстрационный образец, а полноценный пассажирский самолет. Так, специалистам НПО "Родина" удалось создать мощный и относительно малогабаритный электродвигатель, который, помимо гражданских самолетов, может устанавливаться на военных беспилотниках и даже применяться в ракетных технологиях.
Создание "более электрического самолета" значительно ускорят современные цифровые технологии, используемые в российском авиасекторе. По мнению экспертов, они сокращают временные затраты на производство самолетов более чем на треть. На данный момент решается задача объединения ресурсов конструкторских бюро и нескольких заводов для будущего производства самолетов в едином информационном пространстве.
Перспектива появления в России "более электрических самолетов" лишь подтверждает тот факт, что вся инфраструктура российского авиастроения готова к полноценному импортозамещению. Дело здесь не только в нивелировании возможных рисков, связанных с санкциями и кризисом. Россия с небом исторически на "ты", начиная с достижений советского авиасектора, в прямом смысле расширивших отечественные горизонты, и заканчивая запуском первого человека в космос.
Российское авиастроение сегодня - это более тысячи крупных, средних и малых предприятий. Целый сектор российской экономики, в который входят предприятия механообработки, производители специальных сплавов, химических уплотнителей, масел, различных видов покрытий, а также текстильные предприятия и еще десятки передовых наукоемких производств. На сектор российского авиастроения работают сотни тысяч сотрудников по всей стране. При этом и качество самолетов российского производства отвечает международным стандартам", - рассказал эксперт для km.ru.