Президент России Владимир Путин подписал закон об ограничении размера премий для торговых сетей. Совсем недавно в него внесены поправки. По мнению инициаторов документа, эти изменения окажут существенную поддержку отечественным сельхозпроизводителям, а также позволят выявить реальную торговую наценку торговых сетей. До введения этого закона в действие торговым сетям оставляли возможность забирать себе у производителей до 10% от оборота - тогда это объяснялось тем, что за счет этих денег владельцы будут продвигать товары, развивая свою торговую сеть. На самом деле ничего такого не делалось. Создателям закона удалось снизить этот показатель до 5% и включить туда все расходы, связанные с реализацией товара, а также стоимость транспортных и маркетинговых трат.
С момента принятия данного закона в первом варианте отношения торговых сетей, поставщиков и производителей в корне изменились. Торговые сети сейчас стали более-менее считаться с поставщиками. Принятые поправки - это продолжение этого процесса. Как считает сенатор от Зауралья Сергей Лисовский, правильность поправок в том, что очень жестко увеличены штрафы - теперь за однократное нарушение того или иного положения закона предусмотрен штраф до 5 млн рублей.
"Здесь нужно отметить очень важную вещь - раньше виновников искали среди персонала, среди топ-менеджеров и штрафы как с физлица были около 20 тыс. рублей. Сейчас данный штраф увеличен до 200 тыс. рублей – разница ведь есть, согласитесь? Владелец сети уже подумает в этом случае, стоит или нет нарушать закон, ведь размер штрафа вырос в 10 раз. За повторное нарушение вообще вводится дисквалификация от года до трех лет. За счет введения этого закона цена на продукты должна снизиться, были проведены необходимые расчеты и все эксперты пришли именно к такому выводу. Главная задача этого закона - обеспечить честную цену для потребителя и честную цену для производителя. Раньше сети максимально поднимали цену на тот или иной продукт, покупатель это замечал и бил тревогу – для производителя же в этот момент цена максимально опускалась. В результате этого страдало производство в первую очередь – снижалось качество продукта. За счет данных поправок мы намерены убрать скрытые поборы торговых сетей и выявить реальную торговую наценку, которая сейчас составляет от 50 до 300%", - отмечает Сергей Лисовский.
Как отмечает сенатор, когда готовился законопроект представители торговых сетей убеждали парламентариев оставить бонусы в размере 10%, объясняя это тем, что данная мера будет стимулировать объемы продаж. Как видно на практике, получилось все с точностью до наоборот. Владельцы торговых сетей, можно сказать, обложили поставщиков своими "налогами" вне зависимости от объема продаж - 1 тыс. рублей или 2 млн.
"Алчность торговых сетей мы не остановим, у нас большинство крупных торговых сетей – это уже западные компании, которые никаким образом не заинтересованы в развитии нашей страны, а лишь заинтересованы в увеличении своей прибыли. Мы сейчас должны защищать интересы нашего потребителя, интересы наших граждан. Вот цели и задачи мониторинговой группы. Сейчас будут перезаключаться договоры с производителями на следующий год, мы должны отследить исполнение этого закона. Некоторые торговые сети увеличили штрафы за любое нарушение договора с производителем – если раньше это было 5% от объема поставки, то сейчас до 15%. Таким образом, владельцы сети решили сохранить поборы и хоть как-то компенсировать для своего кошелька введение наших поправок. Штраф теперь идет и за недопоставку, и за перепоставку. Привозят, скажем, в магазин сети тонну бананов - если перебор даже в 1 кг, то штраф в размере 15% идет от всей тонны, то есть от общей стоимости товара, который поставщик привез в торговую сеть. Вот тем самым владелец пытается сохранить данные поборы. Мы терпеть это не будем. Как только это проявится, а данный процесс уже пошел, есть уже примеры таких случаев, мы будем быстро вносить поправки – штраф должен быть соразмерен убытку торговой сети, а не превышать его в разы", - отмечает сенатор.
Включение в закон поправок позволяет пресечь фальшивые маркетинговые договоры, которые заключаются на период проведения временных рекламных акций. Такие меры малоэффективны и оцениваются по завышенной стоимости. Как правило, норма определяет предельные сроки оплаты продукции поставщиков. Торговые сети постоянно шли на затягивание, все время удлиняли эти сроки - пришлось сократить их до того, чтобы срок оплаты был более-менее приемлемым дли производителей. Однако, как показывает практика, производители часто боятся сообщать о сроках платежа, боясь быть исключенными из списка поставщиков.
"Пусть торговые сети выявляют свою торговую наценку - этот показатель по ряду позиций иногда достигает 300%, а скрытые платежи и бонусы позволяли торговым сетям скрывать свою наценку. Они всегда говорили нам, что работают чуть ли себе не в убыток, но на деле это совсем не так. Поэтому когда мы убрали все эти скрытые выплаты, то торговая сеть может назначать, конечно, наценку в 300%, но когда это в явном виде проявляется, то понятно, что с течением времени возникнут вопросы к такой торговой сети", - пояснил Сергей Лисовский.