Министерство образования и науки обновит перечень федеральных учебников уже в 2017 году. Одной из главных задач остается поддержка высокого качества учебников. Для этого предусмотрена специальная система экспертиз: учебник пройдет научную, юридическую, общественную экспертизы, а учебники по истории – ещё и культурно-историческую. Эксперты отмечают, что в практике утверждения пособий нам есть куда расти, передаёт корреспондент Накануне.RU.
"Исходя из этого [обновления перечня], сейчас конкретизируется содержание школьного образования, принимаются концепции преподавания разных предметов. Ныне действующий перечень был утвержден три года назад и в 2017 году он будет обновлен", - рассказал министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов в ходе Августовской педагогической конференции работников образования Кемеровской области.
Министр также пояснил, что с 15 ноября по 15 января 2017 года будут приниматься заявки от издательств и авторов учебников с полным комплектом материалов, которые пройдут строгую экспертизу.
"Это будет научная, педагогическая, общественная и для учебников регионального компонента – этнокультурная экспертиза. Она будет завершена до 1 марта 2017 года, именно тогда и будет утвержден обновленный федеральный перечень учебников", – заключил глава Минобрнауки России.
Однако как показывает практика, длинная и долгая чреда экспертиз вовсе не избавляет издания от ошибок, порой очень грубых, наподобие того, что "Нобелевские премии вручаются в Копенгагене" (они вручаются в Осло – прим. Накануне.RU). Как отметил заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин, это случается потому, что экспертиза материала "предельно формализована".
"Выступая на научно-методическом совете при Министерстве образования и науки, я обратил внимание на следующее: эксперт может только написать "да" или "нет", то есть он не может высказать советы по совершенствованию учебников. Он смотрит: учебник – приличный, авторы – серьёзные, издательство – хорошее, но в нём есть некоторые ляпы, и чтобы не загубить учебник, он просто закрывает на них глаза", – рассказал парламентарий в беседе с Накануне.RU.
Он добавил, что нужно совершенствовать процедуру проведения экспертизы, чтобы она стала более творческой. Нельзя и из-за 1-2 ошибок "заворачивать" учебник целиком. Можно обратиться к опыту прошлого, когда эксперты могли работать совместно с авторами издательства для того, чтобы довести учебник до ума. Но это далеко не все сложности, которые возникают в преддверии утверждения новых учебников.
"Мне представляется, что российские учебники по форме изложения явно переусложнены. Когда-то Гёте говорил, что есть четыре уровня усвоения материала: "просто и плохо", "плохо и сложно", "хорошо и сложно", "хорошо и просто". Школьные учебники должны доходить до четвертого уровня и по максимуму облегчить усвоение непростого материала", – отметил Олег Смолин.
В последнее время достаточно остро встаёт вопрос о необходимости единых учебников по различным дисциплинам, в частности, по истории. Через культурно-историческую экспертизу отобраны три учебника по этому предмету.
"Ирина Яровая (глава комитета Госдумы по безопасности - прим. Накануне.RU) своим законопроектом предлагает нам ввести так называемые базовые учебники ещё по нескольким дисциплинам, в том числе по русскому языку. Мне показалось, что опыт истории ничего особенного нам не добавит. Почему? Напомню: в одном из учебников написано, что между сентябрём 1939 и июнем 1941 Советский Союз был невоюющим союзником Германии. Этот учебник прошёл экспертизу. Мне представляется это грубейшей ошибкой и даже фальсификацией истории – непроизвольной конечно, такая точка зрения есть в исторической науке – но "хороши союзники", если они только и делали, что готовились к войне друг против друга", – подчеркнул эксперт.
Он не считает нужным искусственно ограничивать количество учебников, вспоминая о том, что даже в советский период единого учебника по истории не было.
"Я очень хорошо помню, что при единой концепции исторического преподавания, в СССР были учебники для обычных школ, для учреждений с гуманитарным уклоном, для поступающих в вузы, для ребят, которые учились в техникумах. То есть учитывались особенности детей. Особенности детей никуда не делись и, мне кажется, что их стало только больше, и уложить их все в рамки одного учебника невозможно", – заключил Олег Смолин, добавив, что "проблема не в том, чтобы сделать единый учебник, единственный по каждому предмету, а в том, чтобы учебники, которые сохранятся после экспертизы, были действительно качественными".
Как сообщало Накануне.RU, проходит народный сбор средств на документальный фильм о деградации российского образования "Последний звонок".