Новости
Тарифы на зонтики: Россиян хотят заставить летать без багажа и ручной клади
Экономика | В России

В Минтрансе обсуждается возможность отказаться от бесплатного провоза багажа в багажном отделении и максимально ограничить количество ручной клади. Основным лоббистом инициативы об отмене бесплатной нормы багажа считается "дочка" "Аэрофлота" – авиакомпания-дискаунтер "Победа". Компания уже отличилась разбирательствами с ФАС из-за недостоверной рекламы о низких тарифах и резонансным иском с требованием разделять детей и родителей в самолетах. Теперь "Победа" намерена добиться взимания платы даже за дамские сумки для всех воздушных перевозок, передает корреспондент Накануне.RU.

Предложение "Победы" в ближайшее время рассмотрит Минтранс, причем, мера должна коснуться не только бюджетных авиакомпаний, но и всех участников рынка. Список ручной клади, которую пассажир имеет право бесплатно провозить сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, определен в Общих правилах воздушных перевозок. Он включает такие позиции, как дамская сумочка или портфель, папка для бумаг, костюм в портпледе, портативная оргтехника, детская люлька, костыли, носилки или кресло-коляска при перевозке инвалидов - всего 18 наименований.

Поскольку в этих правилах не указано, что именно считать рюкзаком, а что дамской сумочкой, внутренние правила лоукостеров не совпадают с общими воздушными правилами. Результатом стали многочисленные судебные разбирательства пассажиров с компанией "Победа". Пассажиры обратились с жалобами в Роспотребнадзор, сообщив, что их не пускают на борт даже с тем, что есть в списке разрешенных вещей. В июле Арбитражный суд Москвы отклонил иск "Победы" к Ространснадзору, о признании женских рюкзаков предметом, подлежащим оплате при перевозке в салоне самолета. Потому авиакомпании решили добиваться отмены бесплатного багажа и сокращения объема ручной клади. Против этой меры уже выступила авиакомпания S7, представители "Уральских авиалиний", входящих в пятерку крупнейших перевозчиков России, в разговоре с Накануне.RU подтвердили, что следят за ходом обсуждения, но обозначать свою позицию по этому вопросу не стали: "Мы не комментируем действия других лиц".

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Логика авиакомпаний понятна, уже третий год подряд перевозчики терпят убытки, объясняют эксперты. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта по итогам первого квартала 2016 г. крупнейшие отечественные перевозчики понесли убытки в размере 24 млрд рублей. Потому отмена бесплатного багажа - неплохой способ подзаработать. Кроме того, это лишит пассажиров возможности схитрить – проносить вещи в ручной клади, чтобы не платить за перевес багажа будет бессмысленно.

"Если речь идет о том, что авиакомпании предлагают отдать на их усмотрение право самостоятельно определять бесплатную норму багажа, как это делается во всем мир, то инициатива верная. Потому что в других странах бесплатная норма багажа законодательно нигде не прописана – обычно это один из пунктов договора, который авиакомпания заключает с пассажиром. Когда вы покупаете умывальник, не закон определяет, сколько воды вам через него пропускать, так и здесь, на мой взгляд, было бы правильней позволить покупателю и продавцу самим разбираться", - рассказал Накануне.RU гендиректор консалтинговой компании InfoMost Борис Рыбак.

Но судя по всему, "Победа" намерена узаконить бесплатный провоз ручной клади весом до 5 кг для всех авиакомпаний. Президент Альянса туристических агентств Андрей Гаврилов отметил, что введение такой нормы может отрицательно сказаться на туристическом бизнесе и на самом лоукостере.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Нужно понимать, что турист – это человек, который едет с багажом, поскольку он едет отдыхать, поэтому у него всегда чемоданы. Если сейчас ему придется доплачивать за каждый килограмм, то в этом случае стоимость туров поднимется, и, конечно, это не очень хорошо для наших туристов. Все-таки мы надеемся, что наши коллеги авиаперевозчики не будут доходить до столь радикальных мер и оставят существующие нормативы. Остается надежда, что это не коснется чартерных программ перевозки. А что касается "Победы", мы просто тогда не будем летать этим перевозчиком", - объяснил он Накануне.RU.

Напомним, что дешевые билеты в "Победе" можно купить лишь при условии, что пассажир летит без багажа. В ином случае их стоимость близка к средней по рынку. Из-за рекламы низких тарифов ФАС уже возбуждала против "Победы" дело.

Отметим, что иностранные лоукостеры  разрешают брать с собой ручную кладь, весом до 7 кг, некоторые даже предоставляют бесплатное багажное место. 

 Ксения Теплякова