Новости
Минэк предложил освободить топливо для Арктики от пошлин
Экономика | Ямало-Ненецкий АО | Уральский ФО

Минфин против предложения Минэкономики освободить от таможенных пошлин топливо для буровых установок и судов, используемых на шельфе. Мера должна снизить для нефтекомпаний издержки при освоении шельфа, в том числе при геологоразведке, но в Минфине считают, что это создает новую схему по беспошлинному экспорту нефтепродуктов.

По закону поставки топлива (в основном дизельного) из российских портов для заправки судов на шельфе облагаются пошлиной как экспортные. На август пошлина для дизтоплива составляет $36 за тонну. Топливо при бункеровке в портах пошлиной не облагается, так как считается судовыми припасами. Поскольку топливо в российских портах существенно дешевле, чем в иностранных, это приводит к возникновению "транзитной бункеровки" (когда иностранные суда заходят в российские порты только для заправки) и, по мнению Минфина, способствует схемам беспошлинного экспорта топлива под видом бункеровки.

По словам главы департамента налоговой и таможенной политики ведомства Алексея Сазанова, послабления только для судовых припасов "стоят бюджету миллиарды рублей". По его мнению, остается открытым вопрос, кто будет контролировать целевое использование беспошлинного топлива. "Если сами компании — тогда это прямой конфликт интересов",— сказал он "Коммерсанту". "Роснефть" и "Газпром нефть" являются крупнейшими бункеровщиками топлива в РФ, и только они сейчас работают на шельфе.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Но в Минэкономики объясняют необходимость снижения нагрузки на нефтекомпании тем, что при бурении на шельфе более 30% затрат приходится на вспомогательные, аварийно-спасательные суда и суда обеспечения, включая затраты на топливо и ГСМ. "Газпром нефть" для работы на арктическом шельфе в 2014 г. вывезла 2 тыс. тонн дизтоплива для судов на дежурстве у платформы "Приразломная", в 2015 г. — 1,8 тыс. тонн. Пошлины составили 19,6 млн и 6,1 млн руб. соответственно.

Подобный законопроект нефтяники в 2015 г. пытались провести через Госдуму, но он не двинулся дальше первого чтения.