Российские школы оказались не готовы вводить второй обязательный иностранный язык. Несмотря на то, что федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) были разработаны еще в 2010 г., воплотить в жизнь некоторые из положений документа руководителям образовательных учреждений не представляется возможным, передает корреспондент Накануне.RU.
Год назад теперь уже бывший министр образования Дмитрий Ливанов напомнил директорам школ о необходимости введения второго иностранного языка с пятых классов. Таковы, по его словам, требования ФГОСов.
"С 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы", - сказал министр.
Позже он поспешил успокоить встревоженных руководителей школ, уточнив, что не торопит их: на процесс отведено пять лет. "Сначала такой стандарт вводился в начальной школе, начиная с этого года, образовательный стандарт вводится в основной школе. Это будет делаться поэтапно, займет пять лет. Мы исходим из того, что у регионов есть возможность выбора, каким образом вводить в учебный процесс второй обязательный иностранный язык. Уже сейчас примерно 10% школ имеют второй иностранный язык в своем расписании. Но если нет ресурсов – учебных материалов, подготовленных педагогов, лучше этого не делать, а взять время на подготовку. Гораздо лучше знать один иностранный язык, чем плохо знать два", - заявлял экс-министр в комментарии Накануне.RU.
Тогда многие директора отнеслись к новации скептически и отказались от таких нововведений в своих школах.
Как выяснилось, по прошествии года их мнение не изменилось.
Директор челябинского физико-математического лицея №31 Александр Попов по-прежнему считает второй иностранный язык – лишним.
"Даже языковые школы второму языку учат плохо. Математической школе второй язык не нужен, и мы никогда его вводить не будем, потому что есть один мировой язык - английский, его мы учим", - отметил Попов в разговоре с Накануне.RU.
О нехватке ресурсов на второй иностранный Накануне.RU рассказала директор екатеринбургской средней общеобразовательной школы №184 "Новая школа" Наталья Кузнецова.
"Не вводили, потому что ресурсов для этого нет. Возможно, будем вводить, если будут материальные возможности. Но вообще-то у нас школа общеобразовательная, поэтому второй язык необязателен. Это в гимназиях учат второй язык", - сказала Кузнецова, добавив, что никаких документов, обязующих вводить второй иностранный, нет.
А вот в екатеринбургской гимназии №9 никаких проблем с введением второго иностранного языка нет: ему обучали в школе всегда.
"В девятой гимназии всегда был второй иностранный. У нас дополнительно изучают немецкий. При этом количество часов не увеличивается, нагрузка сохраняется согласно всем нормам. Увеличения нагрузки почасовой или еще какой-либо у детей не происходит. Программы составляются таким образом, чтобы не перегрузить детей, потому что это достаточно серьезная проблема", - рассказала Накануне.RU директор "девятки" Лариса Кулькова.
Больших перемен не произошло и в тюменской гимназии №5, в которой второй иностранный школьники изучают с седьмого класса.
"Мы ввели немецкий язык с пятого класса. У нас второй язык уже был, но он был с седьмого класса. Нам было даже выгоднее ввести его с седьмого класса, раз отведены часы на второй язык. Раз у нас школа с углубленным изучением иностранного языка, то в любом случае предусматривается второй язык. Только он предусматривался в седьмом классе, а сейчас в пятом", - сообщила Накануне.RU директор пятой гимназии Ирина Колова.
Постепенно приступили к воплощению установок ФГОСов и в Москве. Так, в общеобразовательной школе №1981 второй иностранный ввели пока только в одном из профильных классов.
"С этого года будем вводить второй иностранный, но не во всех классах, а только в кадетских. Там будет английский и французский. А дальше – посмотрим. Так-то мы за, если специализация языковая, то это очень приветствуется, а если физико-математическая, то не приветствуется, потому что нагрузка у детей и так большая. У кадетских классов основная программа общеобразовательная, а в дополнение у них будет французский язык. А еще есть такая проблема – за долгие годы, когда родители очень долго не хотели никаких языков, кроме английского, кадров стало не так уж много. Абы кого найти можно, а так, чтобы это не оказалось холостым выстрелом, это непросто", - пояснил Накануне.RU директор школы Александр Чермошенцев.
Напомним, что иностранный язык и второй иностранный язык входят в число обязательных учебных предметов, согласно последним ФГОСам. Не исключено, что документ претерпит изменения по распоряжению нового министра образования Ольги Васильевой. Пока о каких-либо нововведениях нового главы ведомства неизвестно, а к моменту публикации материала на запрос относительно перспектив "второго иняза" в пресс-службе Минобрнауки не ответили.