Нынешний экономический кризис обещает немало сюрпризов в ходе и результатах избирательной кампании. Нехватка финансирования сказалась на всех партиях без исключения: кандидатам пришлось экономить на пропаганде, перенося ее в социальные сети, а региональным отделениям – поднимать ажиотаж готовящимися "вооруженными восстаниями" против действующей власти. В предвыборной суете центральные отделения потеряли контроль над регионалами, чьи лозунги едва ли не противоречат друг другу, а интересы подозрительно совпадают с интересами местного бизнеса. На фоне всеобщей экономии, побудившей политиков искать поддержки у бизнесменов, и связанном с ней избирательным хаосом, главной интригой выборов становится "Партия Роста", от которой ждут заказанную Путиным экономическую программу развития России. Однако заманчивая перспектива меркнет из-за беспомощности федерального штаба и очень неровные результаты в регионах партии, передает корреспондент Накануне.RU.
Политические партии сполна ощутили влияние кризиса: экономят все и на всем. Правда, есть мнение, что эта неприятная ситуация сыграет на руку "Единой России", чей административный ресурс выше, чем у конкурентов, и без того обессиленных кризисом. Но сработает ли админресурс должным образом в условиях кризиса и не подкрепленный должным уровнем пропаганды?
Важно отметить ряд факторов, подпортивших репутацию "Единой России" перед выборами.
Партия накануне объявления выборов потеряла нескольких своих "бойцов", сбежавших к конкурентам в поисках работы "во имя добра и справедливости".
Так, в апреле депутат Законодательного собрания Пермского края Владимир Чулошников променял "единороссов" на КПРФ из-за того, что "ЕР" якобы не поддерживает инициативы по усилению безопасности в регионе.
Постепенно перекочевал из "ЕдРа" и депутат краевого парламента Илья Шулькин. Он выступал против ряда партийных инициатив, а в разгар кампании против взносов на капремонты заключил союз с лидером регионального отделения "Справедливой России" Дарьей Эйсфельд.
В разгар скандала, связанного с уголовным делом бывшего главы Сургута Дмитрия Попова, местное отделение ЕР покинул активист межрегиональной организации "Работающая молодежь Сибири" Рустем Алакаев. Он посчитал себя недостойным быть членом партии, в руководстве которой "приютились люди без убеждений, без стыда и совести, ставящие собственный комфорт и выгодные связи выше целей и задач партии".
Чего стоит сама история с Дмитрием Поповым, бывшим членом политсовета "Единой России", которого обвиняют в превышении полномочий при согласовании многомиллионного договора на продажу песка.
Не на руку "Единой России" сыграла и своеобразная политическая агитация, которую "оценили" пермяки. В начале июня, еще до объявления выборов, трибуной для политической агитации в Перми стал двор жилого дома. Для детей прошел праздник, на котором мультперсонаж Клубничка зазывал благодарить депутата городской думы Алексея Демкина. По завершении мероприятия детям вручили шаблон картонной игрушки, на одном ухе которой красовался логотип "Единой России". Ранее подобным методом агитации в преддверии праймериз отличился отец Алексея Демкина, депутат Законодательного собрания Пермского края, секретарь реготделения ЕР Николай Демкин. За кандидата в кандидаты детей агитировали Свинка Пеппа и Фиксик.
Таким образом, административного ресурса, на который делает ставку "Единая Россия" и ее сторонники – может оказаться недостаточно.
Не все гладко и у оппозиции. В условиях недостаточного финансирования происходит "фрагментация" политического пространства. Центральные штабы теряют контроль над регионалами, повлиять на которых можно лишь включением в федеральные списки. На местных же выборах отделения абсолютно автономны.
Примечательно и то, что региональные отделения вынуждены подстраивать свою политическую повестку под местные условия. В результате она порой меняется до прямо противоположной.
Будучи не в силах пробиться на выборы, регионалы все сильнее привязываются к интересам финансирующего их местного бизнеса. Самая наглядная иллюстрация – тюменские "либерал-демократы", обслуживающие, по неофициальной информации в региональном политистеблишменте, интересы регионального олигарха Олегом Чемезова и его "феодальной войны" с губернатором Югры Натальей Комаровой. В апреле региональное отделение ЛДПР в очередной раз заявило о намерении "свергнуть" Наталью Комарову, которая "недорабатывает как губернатор". Есть ли у местных активистов на то санкция федеральной ЛДПР? Остается неясным. В Москве, видимо, не всегда вникают в происходящее в регионах, яркий пример тому - и странная кадровая чехарда в свердловской ячейке, что уже вылилось в полную "разобранность" перед выборами и грозит партии провалом.
Создание ажиотажа, скандала и бунта – последнее, что остается партиям в условиях нехватки средств на типичную предвыборную пропаганду. Партиям приходится "выживать", лепить "агитки" из того, что есть. На выходе избиратели получают плакаты а-ля "Красноярск – родина горностаев", одинаковые плакаты "Единой России" и ОНФ" и билборды с обвинениями в адрес Барака Обамы.
Ощущая собственную беспомощность, партии сбегают в интернет, ведь социальные сети нынче – самый дешевый, а зачастую и самый эффективный способ влияния на избирателей. Любопытно, что разные политсилы концентрируют усилия в разных сетях ("Вконтакте" лидируют ЛДПР, в Twitter и Instagram – "Единая Россия", в Фейсбуке – "Партия Роста", в "Одноклассниках" – КПРФ). Чья ставка окажется верной и насколько вообще эффективна такая работа – покажет сентябрь.
Чуть больше месяца остается до единого дня голосования, по итогам которого станет понятно, чья агитационная работа была эффективней. По мнению экспертов, главной интригой выборов по праву может считаться "Партия роста". Появившаяся на политической арене с главным бонусом в виде путинского заказа Борису Титову на разработку экономической программы развития России, она продемонстрировала обнадеживающие перспективы.
Однако в ходе избирательной кампании стали очевидны ее откровенно слабые стороны: пожалуй, самый беспомощный федеральный штаб, чудовищный разброс в текущих результатах, электоральной поддержке и отношениях с местными властями по регионам (от полного провала в Калининграде до совершенно беспроблемного старта в Тюмени). При этом, цели создателей партий не отличаются четкостью и ясностью, за что их критикуют представители бизнеса.
Лидер партии Борис Титов обозначил основные задачи "Партии роста" на заседании Столыпинского клуба в Екатеринбурге. Он упомянул о необходимости создания 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, об отказе от сырьевой экономики и принципа "латания дыр".
Некоторые из присутствующих бизнесменов с оптимизмом восприняли предложения, остальные сочли их за пустые политические лозунги.
Находящийся в процедуре банкротства бывший владелец сети автомагазинов "Олми" Павел Неверов усомнился в успехе предложенной Титовым программы. По его словам, для того, чтобы что-то изменить, надо как минимум иметь в своей команде главу Центробанка и пару заместителей из Минфина. Предприниматель назвал озвученные предложения лозунгами и призвал "Партию роста" не превращаться в "партию замедленного падения".
Станут ли смелые претензии на роль принципиально новой силы решающими на грядущих выборах, станет понятно уже очень скоро. Но ясно одно - интрига на сентябрьских выборах есть, и она не только сохраняется, но и, ввиду непростой экономической ситуации, только усиливается.