После вспышки сибирской язвы на Ямале возобновится вакцинация оленей. Губернатор автономии Дмитрий Кобылкин заявил, что остановлена она была "по причине научного обоснования отсутствия опасности" для арктических территорий, и признал это ошибкой. Не все северные соседи сделали такой же выбор, вакцинация не прекращалась в Ненецком автономном округе, а в Якутии уже прошли испытания усовершенствованного препарата. Свободу в формировании календаря прививок регионам предоставила реформа государственной ветеринарной службы – пресловутая "оптимизация", опасения относительно которой высказывали представители научного сообщества. Отчасти они подтвердились – отсутствие централизованного управления ветслужбой Россельхознадзор назвал одной из причин эпидемии в Ямальском районе, которая ударила не столько по карману, сколько по имиджу региона.
Отныне ежегодно самое большое стадо северного оленя в мире, выпасаемое на Ямале, будет получать прививку от сибирской язвы, сказал глава Ямала Дмитрий Кобылкин во время визита в цех по производству оленины в Яр-Сале. Отмененная когда-то по причине научного обоснования отсутствия опасности для всего арктического региона, вакцинация вернется повсеместно, подчеркнул он. Сибирская язва сократила стадо численностью в более, чем 700 тыс. голов, на 2,4 тыс. оленей. Бюджетные расходы на компенсацию ущерба оленеводам (строительство чумов, обустройство быта), выведенным из Ямальского района, предварительно, составят порядка 90 млн руб. Власти также обещают дать кочевникам оленей взамен погибших, но с учетом того, что Правительство РФ готово предоставить региону поддержку, ямальский бюджет не понесет значительных трат.
Сейчас в ЯНАО идет вакцинация, привито более 91 тыс. оленей, параллельно началась ликвидация умерших животных. Напомним, что причиной заражения оленей называют вскрытое из-за жары место давней гибели животного, зараженного сибирской язвой. В условиях вечной мерзлоты нельзя обустроить скотомогильник, говорят в Россельхознадзоре, поэтому в тундре могли остаться следы прошлой вспышки 1914 г., но роль сыграло и отсутствие ежегодной вакцинации оленей.
"Первый фактор – реформа госветслужбы и либерализация деятельности хозяйствующих субъектов в сфере сельского хозяйства. Ветслужбы регионов приобрели исключительное право осуществлять и планировать все противоэпизоотические мероприятия. В советские времена они планировались на федеральном уровне, по крайней мере, такие опасные болезни, как сибирская язва. В то время вакцинация оленей на севере страны была обязательной. Потом это отдали на откуп госветслужб субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов. Федерация продолжает поставлять вакцины субъектов, но дело в том, что помимо вакцины дорогостоящее мероприятие – сама вакцинация. И ее должен оплачивать либо хозяйствующий субъект либо субъект Российской Федерации. Получилось так, что после реформы олени на Ямале не вакцинировались, хотя было понятно, что они выпасаются в неблагоприятных условиях", - считает замруководителя Россельхознадзора Николай Власов.
Стадо в Ненецком автономном округе в разы меньше ямальского – порядка 146,5 тыс. голов, прививку от сибирской язвы из регионального календаря в НАО убирать не стали. Как рассказала Накануне.RU исполняющая обязанности госинспекции по ветеринарии Мария Струнгару, прививочная кампания ежегодно проходит весной, сейчас привито более 91% поголовья:
"До 1 сентября мы должны завершить вакцинацию против сибирской язвы. Последняя вспышка сибирской язвы на территории округа зарегистрирована в 1934 г., но поскольку мы ежегодно прививаем стадо, риски новой вспышки у нас невысокие, но все-таки есть. Сибиреязвенных скотомогильников у нас не зарегистрировано, но падежные места были. Вакцина нам приходит за счет средств федерального бюджета, мероприятия по доставке ветеринарных специалистов оплачивается за счет краевого бюджета".
Из-за новостей с Ямала в НАО усилили профилактические меры. Замгубернатора НАО Олег Белак поручил ветслужбам провести обследование мест падежа оленей, где около 100 лет назад были зафиксированы вспышки сибирской язвы. Отборы проб будут продолжаться всю осень, пока земля свободна от снега.
Якутия, с поголовьем оленей порядка 200 тыс. голов, тоже не рискнула отказаться от вакцинации. На территории республики - 285 сибиреязвенных захоронений, вспышки болезни фиксировались с 1890 г. до 1993 г.
"На данный момент единственным эффективным показателем стабильности эпизоотического благополучия и мер по профилактике сибирской язвы является ежегодная вакцинация сельскохозяйственных животных. По итогам шести месяцев 2016 г. вакцинировано 138 тыс. 773 головы крупного рогатого скота, 36,9 тыс. лошадей, 1 тыс. 56 голов мелкого рогатого скота, 71,4 тыс. северных оленей и 14,7 тыс. свиней. Благодаря принимаемым профилактическим мероприятиям эпизоотическая ситуация в Якутии является стабильной", - рассказали в департаменте ветеринарии Якутии.
Более того, ветслужба республики первая в России с 2002 г. начала проводить производственные испытания опытных серий вакцины против некробактериоза и сибирской язвы северных оленей, разработанной учеными Всероссийского института экспериментальной ветеринарии.
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин на сегодняшней пресс-конференции признал, что отмена вакцинации на Ямале – большая ошибка:
"Вообще, это все (вакцинация) раньше было! Но в 2007 г. по каким-то обстоятельствам – до сих пор непонятным, наверное, наука сказала, что в нашей почве на Ямале эта инфекция жить не может. Скорее всего, это послужило причиной остановки вакцинации северного оленя. Продолжали вакцинироваться соседние субъекты – Ханты-Мансийский автономный округ, Коми, Ненецкий. А мы почему-то, имея самое большое стадо в мире, решили, что нам не надо вакцинировать оленей. Это непонятно. Сейчас изучаем документы. Причем, это была вакцина за федеральные деньги, Ямал бы не тратил денег. На мой взгляд, в 2007 г. была допущена ошибка, очень серьезная".
Возврата вакцинации все это время не требовали профильные ассоциации – оленеводов и коренных народов. Отметим, что президент Союза оленеводов России, "единоросс" Дмитрий Хороля представляет ЯНАО в Госдуме. Глава Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, другой ямальский депутат Госдумы Григорий Ледков считает, что для остановки вакцинации были объективные причины. На Ямале олени страдают от бруциллеза и некробактериоза и в первую очередь поголовье прививают от этих заболеваний:
"После каждой вакцины нужен реабилитационный период. Делать все три вакцины затруднительно, потому что олень физически не справляется, стадо слабое из-за перевыпаса, проблема стоит особенно остро в ямальской тундре, так как пастбища перегружены".
Депутат рассказал Накануне.RU, что уже выходил с предложением вернуть вакцинацию ямальского стада, на протяжении года институтом ветеринарии ведутся разработки новой вакцины от всех трех заболеваний. Она может быть опробована на Ямале в этом году в районах, не охваченных вакцинацией против сибирской язвы, но на это понадобятся дополнительные средства бюджета.
"Конечно, она не будет бесплатной, но вакцину нужно опробовать хотя бы на небольшом поголовье. Но как показывает жизнь, затраты на профилактику всегда меньше урона, который наносят болезни. Я говорю не только о финансовых затратах, но и об имиджевом уровне – у Ямала контракты на поставку оленины и на экспорт. Потери в данном случае несоизмеримы с возможными тратами на профилактику", - сказал Ледков.
Даже несмотря на то, что мясо не будет заражено, отрасли нанесен имиджевый урон, соглашается Дмитрий Кобылкин: "Мы будем переходить на глубокую переработку, производить тушенку, например. Иностранные контракты пока не прерываются. От Финляндии и Норвегии будет зависеть, как они к этому отнесутся. Будем тщательней работать над качеством продукции. С годами, конечно же, все восстановится".
С маркетинговыми сложностями могут столкнуться "Ямальские олени", муниципальное предприятие возводит цех по производству оленины в Яр-Сале. Завод вошел в международный реестр экспортеров животноводческой продукции в страны Евросоюза. Напомним, что первым ограничения на покупку российского мяса из-за сибирской язвы ввел Казахстан.