Новости
Китайские блогеры недоумевают, зачем руководство купило у Украины Ан-225 "Мрия"
Наука и техника | В бывшем СССР | За рубежом

Недавнее приобретение Пекином у Киева права на производство крупнейшего в мире транспортного самолёта Ан-225 "Мрия" породило нешуточные споры в китайском сегменте Сети. Многие китайские блогеры посчитали, что в столь дорогой покупке не было неотложной надобности.

Отмечается, что "Мрии" требуется взлетно-посадочная полоса длиною в 3500 метров, чем большинство аэропортов КНР не обладают. Кроме того, Ан-225 "Мрия" был произведён в единственном экземпляре, его сборка не осуществлялась уже много лет, так что какие-то навыки в производстве самолётов такого типа могут быть утеряны даже на самом заводе-изготовителе. За время, прошедшее со дня первого полёта советской "Мечты", авиастроение шагнуло далеко вперёд, поэтому просто взять и скопировать разработку прежних лет будет очень сложно. Ряд специалистов считает, что Китаю стоило бы заняться развитием собственного самолетостроения и после запуска в серию шестидесятитонного "Юнь-20" конструировать свои транспортники грузоподъёмностью до ста тонн, а не копировать Ан 225.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вместе с тем, в блогосфере силён голос и сторонников этой покупки. Чжань Хао, независимый эксперт, чей аккаунт на китайском We chat является самой популярной подпиской на темы политики и экономики (более 1,6 миллиона подписчиков), считает, что "Мрия" не просто нужна, а необходима Пекину, как средство реализации сразу двух стратегий: внешнеэкономической и военной. Эта машина способна доставить 200 тонн груза на расстояние до 4500 км, что позволит ей достичь любой точки на территории КНР, пролететь через всю Центральную, либо Юго-Восточную Азию. Конструкция Ан-225 позволяет перевозить крупногабаритные нестандартные грузы, в частности, тяжёлую строительную технику, так что данный самолёт будет незаменим в контексте реализации концепции "Одного пояса – одного пути". Ещё более интересным Ан-225 представляется для Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК). Он может перевезти, например, две тысячи солдат или пять танков Type 96 на расстояние до 2 тыс. км, что способно значительно повысить мобильность китайских вооружённых сил.

Китайская армия|Фото: joinfo.ua

Производство Ан-225 будет осуществляться на территории КНР, позволит авиастроительной промышленности страны накопить опыт, необходимый для создания собственных транспортников грузоподъёмностью в 100 и 150 тонн. Не исключено также, что какие-то наработки будут использованы при создании бомбардировщика нового поколения, способного нести крылатые ракеты.

Сделку с Украиной осуществляет компания, занимающаяся портфельными инвестициями, не связанная с оборонным ведомством КНР, однако, как отмечает Чжань Хао, такой неофициальный стиль продукции оборонного назначения и вооружений вообще характерен для Китая. Самой известной сделкой такого рода стала покупка гражданской компанией советского авианесущего крейсера "Варяг", позже переоборудованного в первый китайский авианосец "Ляонин".

Покупка Ан-225 - не единственный проект Пекина по развитию транспортной авиации дальнего действия.

Так, еще в 2014 году было заключено соглашение о совместном с Россией создании дальнемагистрального лайнера. Первый образец ожидается к 2022 году, а первая поставка на рынок возможна уже с 2025-ого. Интересно, что если в России работа над совместным широкофюзеляжником рассматривается преимущественно как гражданский проект, основная цель которого - создание конкурента продукции американского концерна "Боинг" и европейского "Эйрбас", то в китайской прессе уже появились публикации о возможности создания на базе нового самолёта перспективного воздушного топливозаправщика. Как сообщает "Народная сеть Китая", прототипом нового лайнера выбран российский Ил-96, у которого уже существует модификация Ил-96ТЗ, способная транспортировать 65 тонн топлива на расстояние до 3500 км.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

Китай недавно закупил на Украине небольшую партию Ил-78, характеристики которых несколько хуже (65 тонн топлива он может доставить лишь на тысячу километров). Кроме того, КНР разрабатывает собственный топливозаправщик Юнь-20, но уже очевидно, что и он уступает по ТТХ перспективной совместной разработке.

Военный вариант российско-китайского широкофюзеляжника значительно усилит мощь Пекина на Тихоокеанском театре военных действий, так как, помимо "летающего танкера", он может использоваться и в модификациях транспортного или воздушно-десантного самолётов, которые способны действовать на значительном удалении от своих баз. 

В мае 2015 году Aviation Industry Corporation of China (AVIC)и АО "Вертолеты России" подписали рамочное соглашение о создании сверхтяжелого транспортного вертолёта. При этом российские технологии будут использоваться в соответствии с требованиями китайской стороны. Ожидается, что новая машина будет иметь максимальную взлётную массу 38,2 тонны, крейсерскую скорость 300 км/ч и дальность полёта до 630 км. Согласно требованиям китайской стороны, он должен быть пригоден к эксплуатации в условиях высокогорья и жаркого климата. "Жэньминь жибао" отмечает, что перспективный вертолёт также может использоваться как в гражданских (спасательные операции, ликвидация последствий стихийных бедствий), так и в военных целях. Внимание этому проекту уделяется на самом высоком государственном уровне.

Владимир Путин заявил в интервью агентству Bloomberg: "Сейчас мы разрабатываем, и в ближайшее время проект совместного создания тяжёлого вертолёта будет реализован".

Очевидно, что КНР намерена к середине двадцатых годов XXI века создать целый парк авиации дальнего действия, включающий в себя тяжёлые транспортные самолёты, вертолёты и топливозаправщики. Упомянутый выше "эксперт-миллионник" Чжань Хао считает, что за период 2020 – 2025 новая техника коренным образом изменит ударную и транспортную мощь авиации, значительно увеличит мобильность НОАК.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

В ближайшие два-три года оборонная промышленность КНР закладывает базу для развития вооружений не только военно-воздушных, но и космических, а также военно-морских и сухопутных сил.

К концу первой четверти ХХI века Китай по этим показателям сравняется с США и должен обогнать Россию.

Нетрудно также заметить, что собирая на постсоветском пространстве необходимые для этого технологии, Пекин ведёт с Россией совместную разработку новых моделей самолётов и вертолётов, тогда как на Украине попросту скупает наследие СССР.

Павел Мартынов