Секс-скандал разгорелся вокруг "элитной" 57 московской школы с углубленным изучением математики. В конце августа конфликт, который замалчивался в течение многих лет, вылился в публичное пространство. Журналистка Екатерина Кронгауз на своей странице в фейсбуке опубликовала информацию об интимных связях одного из учителей школы с ученицами. Конкретных "явок" и "паролей" автор поста не назвала, однако общественность быстро среагировала и "вывела на чистую воду" преподавателя с "большим стажем". Подробности этого разоблачения - в материале Накануне.RU.
"Больше 16 лет мы знали, что учитель истории крутит романы с ученицами. Довольно симпатичный мужик, умный, ироничный, обаятельный. Немудрено было влюбиться. Мы были маленькие, а думали, что большие. А потом шли годы — мы становились больше, а его возлюбленные менялись и оставались маленькими", - пишет Кронгауз.
Журналистка, по ее словам, не единожды пыталась "заговорить" об этом. Материалы могли выйти в "Большом городе" и в журнале Gala, однако не вышли по той причине, что "в редакции тоже были люди, у которых дети учились и, несмотря на их ярую гражданскую позицию, просили не писать". "А теперь наконец-то нашлись люди и силы у этих людей — собрать доказательства и добиться. И он больше не работает в школе. И это хорошо, даже при том, что он был хороший учитель для всех, у кого не было с ним романа. Потому что нехорошо спать с девочками-школьницами, если ты взрослый их любимый учитель. И хорошо, что этого в школе не будет больше. И плохо, что, может, будет в другой школе", - отметила Кронгауз.
На данный призыв - не молчать - откликнулись и ученицы, "имевшие связи" с историком 57 школы. Одна из школьниц публично подтвердила, что данные сведения не безосновательны. Девочку поддержала некая Ольга Николаева, которая работала директором в Центре адаптации и обучения детей беженцев. По ее словам, "жертва сексуального насилия" рассказала ей о случившемся. "Мы начали самопальное расследование, привлекли юриста и зафиксировали свидетельства ряда жертв разных годов выпуска. Что меня окончательно убедило в том, что это правда, так это полное совпадение в показаниях у людей, незнакомых друг с другом. Версии болезненной фантазии или какого-то ужасного клеветнического заговора выглядели совершенно несостоятельными. Мы решили без крайней необходимости не предавать огласке имена жертв, потому что этот опыт был для них крайне травматичен, а огласка могла усилить эту травму. Кроме того, мы опасались давления на жертв со стороны Бориса Марковича. Именно поэтому администрация, а в последствии и коллектив школы были поставлены нами в трудное положение – мы с полной уверенностью говорили о том, что происходило, но не предоставляли им реальных доказательств. Я хочу здесь сказать еще одно важное – в значительном числе случаев происходящее нельзя было описать как "романы с ученицами". Это было сознательное и циничное использование положения учителя без всякой "романтической" составляющей", - написала она в фейсбуке.
Николаева подчеркивает, что эту историю не хотели предавать широкой огласке, однако "посчитали необходимым рассказать о произошедшем в педагогическом коллективе, чтобы осмыслить ситуацию и предотвратить возможность ее повторения в будущем".
В ожесточенную дискуссию с теми, кто решил вынести "сор из избы" посредством "фейсбучной откровенности", включились противники такого подхода. Так, в комментариях к публикации появились заявления вроде: "Зачем эта публичность, не очень понятно. Это многих затрагивает, это победа, но это очень местная история, ровно потому что дети". Со сторонников "гласности" спросили, для чего была развернута подобная "кампания". "На какой именно эффект все надеются? Помимо того, что вокруг школы начнет дежурить лайфньюс и к ней окажется привлечено пристальное внимание всех департаментов, от городских до федеральных?" - написала некая Ольга Кринкруг.
Доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман объясняет - вынесение "частных" моральных понятий в публичную плоскость - неотъемлемая часть эпохи "новой искренности". "Потому что это ведь все об одном - и панамские бумажки, и олимпийские пробирочки, попытки спрятать фотографию, которую спрятать невозможно, и объявление мертвого живым, и флешмоб о насилии, и падающие от звука фейсбучной трубы стены, казавшиеся непроницаемыми. Вторая волна модернизации - она вся про это, про новые нравы, новые правила, новую прозрачность. В детских терминах "станет хуже - станет лучше" говорить об этом скучно, а вот наблюдать крайне интересно. Как будет выглядеть эта новая норма, мы не знаем, но ключевые понятия тут - горизонталь, сеть и транспарентность", - пишет политолог в фейсбуке.
Тот самый "эффект" не заставил себя ждать - директор 57 школы Сергей Менделевич уволился, а в школе создана Комиссия по этике. Руководство школы объявило прием кандидатур от родителей и выпускников. "Кандидатуры принимаются только в форме самовыдвижения. Выдвигать кого-либо кроме себя нельзя. В Комиссии будут представлены 5 представителей выпускников и 5 представителей родителей. Кандидатуры могут быть выдвинуты до 23.59 11 сентября", - отмечается в сообщении 57 школы.
Вступившей в дискуссию барышне "дали понять", что проблема, вероятно, не должна была "сохраняться" в пространстве одной школы, дабы предотвратить ее трансляцию в других учебных заведениях.
Свою оценку поднятому обсуждению на портале газеты "Завтра" дал публицист Денис Тукмаков. "Встает, пожалуй, главный вопрос во всей этой истории: почему даже внутри школьной "избы" гениальные детки и их влиятельные родители полтора десятка лет жрали ложками отвратительный "сор", терпя все эти годы не одного, а сразу нескольких развратников-учителей: и по девочкам, и по мальчикам?" - пишет он.
Ответы он нашел в комментариях к острой публикации. Во-первых, по его мнению, "известная часть рукопожатной публики вообще не считает секс учителя со старшеклассницами чем-то предосудительным". "Ватникам, конечно, не понять, но кто-то даже вывел закономерность: чем более элитарна школа, тем, в силу естественных причин, более интимна связь педагога с воспитанниками. А там и до койки недалеко", - отметил он. Кроме того, по его мнению, для многих родителей, не смевших пойти "против системы", нелегко "признаться себе в том, что все это время ты водил ребенка в филиал Содома".
Подобного рода ситуации обязательно необходимо обнародовать. Такое мнение в комментарии Накануне.RU выразил начальник сектора демографии, народонаселения и миграции Российского института стратегических исследований Игорь Белобородов. Во-первых, это сигнал другим родителям задуматься, "правильно ли они поступают, отдавая детей в школу", считает он. "Может, лучше испробовать систему домашнего обучения, где нивелированы все эти риски. С другой стороны, для Минобрнауки это повод задуматься и проверить педагогический состав школ… Если в элитной школе такое стало возможно, то представьте, что творится в остальных", - отметил эксперт.
Белобородов подчеркнул, что все-таки нельзя проецировать ситуацию на все школы страны, но ситуация высветила проблему. "Это случай далеко не первый. В Петербурге есть активист, который уволил уже несколько десятков учителей с нетрадиционной ориентацией… Нам в наследство досталась коммунистическая система образования, но если раньше она была идеологизирована, пусть не совсем удачные, но раньше были рамки. Сейчас же идет тотальная деидеологизация. В школу идут работать все, кому не лень. Нет никакой проверки профориентации, личной ориентации. Романы между учителями и учениками - притча во языцех. Хуже всего то, что ребенка, отдавая в школу, мы не можем оградить от опасностей. Мы хотим, чтобы наш ребенок не ругался матом, не пил, не курил, не употреблял наркотики, но именно все перечисленное случается в школьной среде. Эта ситуация очень симптоматична", - сказал эксперт.
По мнению Белобородова, масштаб проблемы дорос до такого уровня, что "молчать уже было невозможно". "Если бы не этот случай, был бы какой-то другой. Безнаказанность учителя и попустительство руководства школы привели к тому, что это все вышло за ее пределы", - дополнил он.